- Комедия-балет
- КОМÉДИЯ-БАЛÉТ (франц. comédie-ballet), театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, музыкально-инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и другие.>.) иск-ва. Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак поневоле" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (166667), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (166667), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670), "Графиня д’Эскарбаньяс" (1671), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мелодраматич. балетов" и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в., см. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие в старых балетах, также оживлялись, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу.
Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. т-ра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragédies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.
Лит.: Гвоздев A. A., Оперно-балетные постановки во Франции 1617 вв., в сб.: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лоранси Л. де, Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Pellisson M., Les comédies-ballets de Molière, P., 1914; Tiersot J., La musique dans la comédie de Molière, P., 1922; Prunières H., Nouvelle histoire de la musique, v. 2, P., 1936.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.