Костюм в балете

Костюм в балете
КОСТЮ́М В БАЛÉТЕ, один из важных компонентов оформления спектакля, отвечающий требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфике хореографич. иск-ва. Роль К. в б. значительнее, чем в драме или в опере, так как балет лишён словесного текста и его зрелищная сторона несёт повышенную нагрузку. Как и в др. видах театра, К. в б. характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем К. в б. должен отвечать требованиям танцевальности, т. е. быть лёгким и удобным для танца, не скрывать, а выявлять структуру тела, не сковывать движения, а помогать им и подчёркивать их. Требования образно- характеристич. конкретности и танцевальности нередко вступают между собой в противоречие. Как чрезмерное "обытовление", так и схематич. обеднение К. в б. являются крайностями, к-рые могут быть оправданы в отдельных случаях только особым содержанием и жанром того или иного произведения. Мастерство художника в балете состоит в преодолении этих противоречий и крайностей, в достижении органичного единства образности и танцевальности.

К. в б., будучи одеждой персонажей, вместе с тем есть элемент целостного художеств. решения спектакля, что выдвигает задачу его колористически-цветового согласования с декорациями, "вписывания" в единую изобразительную картину. Костюм – наиболее "подвижный" элемент изобразит. оформления балета. Поэтому он может вносить в него динамич. начало, наполнять ритмами, соответствующими ритмам музыки. В этом смысле К. в б. является как бы соединительным звеном в синтезе изобразит. иск-ва и музыки в балетном спектакле.

Костюмы главных действующих лиц обычно более индивидуализированы, чем костюмы кордебалета. Унификация костюмов кордебалета подчёркивает его эмоциональное, а не изобразит. значение, соответствует единству и обобщённости танц. композиций. Различием в цвете, а иногда и в форме костюмов нередко выявляется контраст разл. групп кордебалета в массовом танце или в полифонически сложных хореографич. композициях (напр., в сцене шествия в "Легенде о любви", пост. Ю. Н. Григоровича, худ. С. Б. Вирсаладзе). В тех же случаях, когда кордебалет изображает реальную многоликую толпу, его костюмы также могут быть индивидуализированы (напр., нар. масса в 1-м акте "Дон Кихота", пост. A. A. Горского, худ. К. А. Коровин, 1900). Костюмы главных действующих лиц обычно согласуются по крою и цвету с костюмами кордебалета, сочетаются с ними по принципу единства или контраста в зависимости от конкретного образного содержания танца.

К. в б. исторически изменялся в связи с эволюцией самого хореографич. иск-ва. На первых этапах развития он почти не отличался от бытовых одежд придворно-аристократич. среды. В спектаклях барокко костюм был особенно пышным и нередко тяжеловесным. В период классицизма появилась стилизованная античная туника (хитон), а в комедийные балеты стали проникать народно-бытовые костюмы. Реформатор балетного т-ра Ж. Ж. Новер в кон. 18 в. внёс большие изменения в К. в б., облегчив его, упростив обувь и укоротив женские платья. Однако коренная реформа К. в б., к-рая привела к формированию его совр. основ, произошла в иск-ве романтизма ("Сильфида", 1832, "Жизель" в пост. Ф. Тальони и другие.). Вместо бытовой юбки стали применять длинный тюник (не путать с античной туникой!), ставший предшественником пачки; обувь на каблуках была заменена специальными балетными туфлями, позволявшими танцевать на пуантах. Противопоставление реального и фантастич. миров подчёркивалось костюмами. Обобщённо- идеализированный характер симфонич. танцевальных композиций получил выражение в единстве костюмов кордебалета. В спектаклях А. Сен-Леона и М. И. Петипа романтич. тюник трансформировался в пачку, к-рая в дальнейшем становилась всё более короткой.

Значительный вклад в развитие К. в б. внесли рус. художники нач. 20 в. У Л. С. Бакста сам замысел К. в б. рождался в связи с хореографич. движением; на его эскизах костюмы представлены в острохарактерных, нередко утрированных движениях танцоров. Костюмы К. А. Коровина отличаются колористич. богатством и живописным единством с декорациями. Тонкое чувство эпохи и индивидуальности персонажа, свойственное А. Н. Бенуа, отразилось и в его костюмах. В костюмах Н. К. Рериха передана стихийная сила и первобытная экзотика его персонажей. Художники "Мира искусства" нередко абсолютизировали красочное значение К. в б. и трактовали его как чисто живописное пятно в общей картине, порой игнорируя или даже подавляя танцора (напр., Б. И. Анисфельд). Но при этом они необычайно обогатили художеств. выразительность и образность К. в б.

В сов. балете стиль костюмов, созданных в 1920-х гг. Ф. Ф. Федоровским и А. Я. Головиным, отчасти был близок к живописным традициям "Мира искусства". В то же время представители свободного танца (последователи А. Дункан) возродили античную тунику (хитон). В опытах К. Я. Голейзовского танцовщики исполняли свои номера в трико, "купальниках", к-рые обнажали тело, но при этом костюм сводился к балетной униформе. Студия "Драм-балет" Н. С. Греминой культивировала бытовой костюм. Черты конструктивизма сказались в эскизах A. A. Экстер, в "Танцах машин" Н. М. Форрегера, во введении производственной униформы в балеты о современности ("Болт" в оформлении Т. Г. Бруни и другие.). В балетной драме 30–50-х гг. художники стремились к максимальной историч., социальной, бытовой конкретизации костюма, приближая его к костюмам драматич. т-ра ("Утраченные иллюзии" Асафьева в оформлении В. В. Дмитриева, 1936, и др.). Большое значение в эти годы имело создание сценич. вариантов нар. костюмов, в связи с широким распространением ансамблей нар. танцев, нац. балетных трупп и народно-массовых сцен в балетных спектаклях ("Пламя Парижа", 1932, и "Партизанские дни" Асафьева, 1937, в оформлении Дмитриева; "Сердце гор", 1938, и "Лауренсия", 1939, в оформлении С. Б. Вирсаладзе и другие.). В отличие от тенденций обытовления балетного костюма, свойственных данному периоду, с кон. 50-х гг. стали появляться черты отвлечённости и схематизма, монотонности и однообразия К. в б., особенно в постановках бессюжетных балетов на симфонич. музыку.

Выдающимся мастером К. в б. является С. Б. Вирсаладзе. Его работам (особенно в спектаклях, поставленных Ю. Н. Григоровичем) свойственно органич. единство образной характеристичности и танцевальности. Художник никогда не обедняет костюм, не превращает его в чистую униформу и отвлечённую схему. Костюм у него всегда отражает образные черты героя и вместе с тем задуман в движении, создан в единстве с замыслом и работой балетмейстера. Вирсаладзе одевает не столько персонажи, сколько танец. Его костюмы отличаются высоким, нередко изысканным вкусом. Их крой и цвет выявляют и подчёркивают танц. движения. Костюмы в спектаклях Вирсаладзе приведены в определённую систему, отвечающую особенностям хореографии. Они соотнесены по цвету с декорациями, развивая их живописную тему, дополняя новыми красочными мазками, динамизируя в соответствии с танцем и музыкой. Работам Вирсаладзе свойствен своеобразный "живописный симфонизм", в значит. мере создаваемый системой К. в б.

Совр. балетный т-р характеризуется многообразием художеств. решений костюма. Он претворяет весь историч. опыт развития К. в б., подчиняя его особым художеств. задачам конкретного спектакля.


Лит. Смотри при ст. Художник в балете.


В. В. Ванслов.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Костюм в балете" в других словарях:

  • Костюм балетный — один из эл тов оформления балет. спектакля, связ. с его жанром, стилем, содержанием, характеризующий персонаж. К. Б. первых балетов почти не отличался от бытового. Его трансформация определялась развитием танцев. техники, влиянием доминирующих… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Художник в балете — ХУДÓЖНИК В БАЛÉТЕ, создатель изобразительного оформления балета (декорации, костюмы, освещение и т. д.), в к ром музыкально хореографич. действие получает зримое воплощение в соответствии с идейной концепцией спектакля. X. в б. работает в… …   Балет. Энциклопедия

  • Условность — УСЛÓВНОСТЬ, 1) понятие, обозначающее отличие художеств. произведений, в т. ч. хореографических, от воспроизводимых ими явлений жизни, т. е. выражающее несходство, нетождественность образов иск ва с жизнью. Диалектика отражения действительности в… …   Балет. Энциклопедия

  • тюник — ТЮНИК, а, м. ТЮНИКА и, ж. 1. Мужской и женский театральный костюм, напоминавший древнегреческую тунику. Я если в в Греции родился, Когда Солон там жил, В тюник бы белой нарядился И босиком всегда ходил. Марин. Ел. Олениной. // Поэты сатирики 205 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • тюника — ТЮНИК, а, м. ТЮНИКА и, ж. 1. Мужской и женский театральный костюм, напоминавший древнегреческую тунику. Я если в в Греции родился, Когда Солон там жил, В тюник бы белой нарядился И босиком всегда ходил. Марин. Ел. Олениной. // Поэты сатирики 205 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Лепешинская, Ольга Васильевна — Ольга Васильевна Лепешинская О.В. Лепешинская на церемонии вручения ордена «За заслуги перед Отечеством» (2006) …   Википедия

  • История балета — Балет является видом сценического искусства, включающего в себя формализованную форму танца. Содержание 1 Балет в Италии 2 17 й век  Франция и придворные танцы …   Википедия

  • БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА — Происхождение балета как придворного зрелища. В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.… …   Энциклопедия Кольера

  • Новер, Жан Жорж — Жан Жорж Новерр Jean Georges Noverre …   Википедия

  • Нижинский Вацлав Фомич — (1889, по другим данным, 1890  1950), артист балета, балетмейстер. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1907 1911 в Мариинском театре, после увольнения в 1911 жил за границей. В 1909 1913 участник Русских сезонов, в 1916 1917 в труппе Русский балет Дягилева… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»