- Маска
- МÁСКА (англ. masque), жанр театр. представления в Англии 1617 вв. Аналогичен франц. балетам того же времени. Название от выходов ряженых в масках, исполнявших в нар. уличных шествиях и на придворных пирах разл. танцы (гальярда, куранта, жига). М. упоминаются в пьесах У. Шекспира("Генрих VIII", "Венецианский купец", "Ромео и Джульетта"). Утверждение М. в 16 в. как театр. жанра связано с развитием англ. поэзии и музыки: действие стали пояснять стихами, появился речитатив, фигурный танец сменил импровизацию. На рубеже 1617 вв., в эпоху расцвета, М. сближалась с франц. балетом по признакам: аллюзионная трактовка мифа, множественность компонентов (музыка, пение, декламация, пантомима и танец), принцип постановки (сцена-помост, декорированные колесницы, внезапно выезжавшие на середину залы, сложная машинерия), участие коронованных особ и придворных в качестве исполнителей. Крупнейшие авторы М. поэт Б. Джонсон и художник-декоратор И. Джонс в своих пост. ("Маска чёрных", 1605, "Маска красоты", 1608; оба спектакля с муз. А. Феррабоско, танцами Т. Джайлса и X. Херна) утверждали политич. могущество елизаветинской Англии. Появление к 1609 антимаски (эпизод ведьм в "Маске королев" Джонсона) с живо выраженным комич. нар. содержанием и гротесковыми персонажами свидетельство кризиса жанра. М. постепенно превращалась в ряд контрастных номеров, слабо связанных сюжетной нитью. Англ. бурж. революция 17 в. положила конец М. как придворному театр. жанру. При Республике (164960) М. назывались литературно- философские представления в колледжах.
Лит.: Боянус С., Иниго Джонс, в сб.: Зеленая птичка, [П.], 1922, с. 11239; Nicoll A., Stuart masques and the renaissance stage, L., 1937; Lawson L., Mime, L., 1957, p. 14548.B. M. Красовская.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.