Мексиканский балет

Мексиканский балет
МЕКСИКÁНСКИЙ БАЛÉТ. Хореографич. иск-во Мексики сохраняет нек-рые черты древней танц. культуры ацтеков и майя, к-рая была довольно высокой. Танцы сопровождались пением. Они исполнялись во время религиозных празднеств при участии неск. сотен танцовщиков, отличались совершенной техникой, к-рая требовала специальной подготовки. Позднее появились сюжетные танцы-пантомимы на темы мифологии, истории, повседневной жизни. В дальнейшем в них был введён текст. Так сложился своеобразный жанр – пьеса-танец (одна из них сохранилась – "Рабиналь-Ачи", на яз. майя). Танц. наследие доиспанской эпохи прослеживается также в фольклорных индейских группах разл. районов Мексики (сохранился танец-пантомима "Летающие люди"). В 16 в. католич. церковь для привлечения прихожан вводила в драматизированные проповеди (на яз. науатл-пейхкунтилли) нар. танцы и комедийные диалоги. В колониальный период танец развивался под влиянием исп. танцевальной культуры. Рядом с исп. танцами фанданго, сандунгой, сапатеадо в 17–18 вв. складывались танц. формы креольского фольклора – сон, уапанго, харабе, сочетавшие танец с пением и инструм. музыкой. В кон. 18 в. танец появился и на театр. подмостках, где большое место заняли испано-португальские вокально-музыкально- танцевальные представления – тонадилья и фолия. В 19 в. в Мексике распространилось влияние итал. и особенно французских танцев, к-рые преобладали до 20 в. Популярность приобрели также вальс и особенно кубин. данса (или хабанера), близкая по ритму танго. После Революции 1910–17, способствовавшей росту нац. самосознания, танц. формы, занесённые в Мексику испанцами, утратили своё значение. Началось обновление мекс. иск-ва. Неизмеримо возрос интерес к культуре доиспанских цивилизаций. В то же время обогащение иск-ва социальными проблемами требовало поисков совр. форм выражения. Новые веяния отразились прежде всего в балетной музыке, особенно в творчестве комп. С. Ревуэльтаса и К. Чавеса – создателей совр. мекс. композиторской школы. Темы нар. быта и истории Мексики развивались в музыке балетов Чавеса – "Четыре стихии" (1926), "Дочь Колхиды" (1946), Ревуэльтаса – "Путешествующий головастик" (1936) и продолжены в произв. их последователей Д. Аялы Переса – "Человек из народа майя" (1940), Л. Санди – "Бонампак" (1948) и Х. П. Монкайо – "Сапата" (1953), истоки творчества к-рых – в совр. фольклоре и в древней музыке Мексики. Однако в балетной практике эти веяния воплотились не сразу. Первые попытки были предприняты в 1932 сестрами Кампобелло, к-рые открыли школу классич. танца и организовали труппу Балет города Мехико. Социальным и эстетич. устремлениям мекс. художеств. интеллигенции оказался более близок танец модерн, с его вниманием к социальным проблемам и поискам совр. хореографич. языка. Основы М. б. были заложены в кон. 30-х гг. американскими хореографами – представи- тельницами танца модерн А. Соколовой и М. Вальдин. С 40-х гг. началось формирование М. б. В 1940 Соколова создала труппу Голубой голубь; в её состав вошли Г. Браво, X. Лавалье, А. Мерида, Р. Гутьеррес, Г. Кейс и другие. В 1940 Вальдин организовала школу и труппу. После её отъезда была создана труппа Балет Вальдин, руководимая Браво. В 1947 комп. Чавес основал Нац. ин-т изящных иск-в (ИНБА) (с отделениями лит-ры, музыки, т-ра, танца) – центр мекс. иск-ва, призванный объединить мастеров, охраняющих и развивающих нац. традиции, и при нём Академию мекс. танца – организацию по созданию, исследованию и распространению мексиканского хореографич. иск-ва.

В Академии (рук. Мерида и Браво) был создан Официальный балет совр. танца Нац. ин-та изящных иск-в (или Балет изящных иск-в). См. Мексиканский балет изящных искусств.

В кон. 40 – нач. 50-х гг. вокруг Ин-та изящных иск-в группировались (помимо Балета изящных иск-в) Нац. балет (рук. Браво), Современный балет (рук. Рейна) и др. В результате деятельности всех трёх коллективов сложилось понятие "М. б.". В основе иск-ва этих трупп стал танец модерн в сочетании с элементами нар. танца. Темы и образы спектаклей брались из преданий, легенд и нар. жизни. Нередко возведённые в символ, они приобретали характер аллегории. Сценич. решение мн. спектаклей часто определялось работами мекс. художников Д. Сикейроса и Х. К. Ороско, к-рые привлекались к оформлению постановок. Наиболее интересной и последовательной в формировании этого стиля стала группа Нац. балет Мексики (см. Мексиканский Национальный балет) под рук. Браво. Особое место в ряду мекс. хореографич. коллективов занял Балет изящных иск-в, где выступали в разное время мн. известные артисты. В 1956 эта труппа отделилась от Академии, к-рая стала функционировать как уч. заведение, готовящее исполнителей классич., совр. и нар. танцев, педагогов, балетмейстеров и исследователей танц. фольклора. В Академии имеются хореографич. мастерская и труппа Экспериментальный балет, в к-рой проходят практику будущие исполнители и хореографы. Среди педагогов: ведущие деятели мекс. балета Р. Рейна, С. Кастаньеда, Р. Нориега, Н. Хаппи, Лавалье, Б. Хенкель. В 1956–58 Балет изящных иск-в составлял конгломерат, в к-рый входили также Нац. балет (рук. Браво), Совр. балет (рук. Р. Рейна) и Мексиканский балет (позднее Народный балет, рук. Г. Арриага). Много раз реорганизовывавшийся, часто менявший названия, он работал вначале в стиле танца модерн (1956–62), затем в стиле классич. школы. В 1963 труппа была распущена и заново организована как Классический балет Мексики. С сер. 70-х гг. коллектив получил назв. Балет т-ра изящных иск-в. Возросшее значение техники классич. танца – результат расширяющихся связей М. б. с кубинским. В 1975 были заключены соглашения с Кубой о сотрудничестве в области хореографии, обучения и воспитания балетных кадров. Это сотрудничество имеет целью создать на основе этнической и культурной общности школу латиноамериканского балета.

Успешна деятельность Фольклорного балета под рук. А. Эрнандес (осн. в 1952). Труппа исполняет нар. танцы, спектакли включают нац. фольклор. Состоит она из двух трупп – гастрольной и стационарной. При коллективе имеются три студии – две хореографич. и хоровая. В 1961 труппа получила 1-ю пр. на фестивале Т-ра Наций в Париже. В 1965 гастролировала в СССР.

Наряду с коллективами, развивавшими нац. традиции, в 50-е гг. возникали труппы, ориентировавшиеся на лучшие достижения зарубежного балета: Новый т-р танца (осн. в 195 К. Фрэнсисом и Б. Хенкель). репертуар его и исполнительская манера были эклектичны; Камерный балет (осн. в 1958, рук. В Хаппи и Т. де ла Роса), придерживавшийся неоклассич. ориентации, кроме традиц. классики ("Па-де-катр", "Сильфиды", 2-й акт "Лебединого озера", па-де-де из "Спящей красавицы"), ставил совр. балеты – "Уапанго" Монкайо, "Дуэт" Саласа, "Жизнь" Дискинсона, "Парабола" на муз. 12 века – все балетм. Г. Контрерас; "Вариации" на муз. Брамса, "Трио" на муз. Альбинони – оба балетм. Хаппи; "Балет-джаз" на сб. муз. (балетм. Т. де ла Роса). К 70-м гг. эти коллективы организационно не сохранились, но творческую их направленность продолжили Независимый балет (осн. в 1966, рук. Р. Флорес Канело и Г. Ороско), включавший постановки совр. мекс. и зарубежных хореографов разл. направлений (среди них– М. Декомбе, Дж. Фили и А. Соколова с одной из её последних работ "В честь Гарсии Лорки" на муз. Ревуэльтаса, 1973), и "Классический балет 70" (осн. в 1970, организатор А. Эрнандес, рук. Хаппи), в репертуаре к-рого пост. Хаппи, Контрерас, Сандерса и другие. Лучшие из работ – "Эротическая летания за мир" Санса и Санчеса (1973. балетм. Хаппи, Фили, Р. Маренко, под рук. реж. Миарнау).

Среди др. коллективов 50–70-х гг.: Концертный балет Мексики (осн. в 1952. рук. С. Унгер, с 1954 – Ф. Сегура). в 1963 основная часть труппы, в т. ч. Л. Урдапильета и X. Кано, вошла в состав Классического балета Мексики: Народный балет Мексики (осн. в 1958, организатор, директор и хореограф Г. Арриага), пропагандирующий мекс. танец от фольклора до совр. балета; Хореографич. мастерская Нац. автономного ун-та Мексики (осн. в 1970, рук. Контрерас). Существуют также труппы совр. и фольклорного танца при ун-тах мн. городов (Гвадалахара, Веракрус, Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато и другие.>.).

В Мексике имеется фонд развития нар. танца (рук. Лавалье), к-рый занимается изучением самобытных фольклорных групп в разл. р-нах страны. Периодически (с 1966) проводятся фестивали мекс. танца.


Н. В. Шашкова.


"Чуэко" М. Берналя Хименеса. Балет изящных искусств. Балетм. Г. Кейс
"Танец оленя". Фольклорный балет
Танец птицы кетууалей". Фольклорный балет


"Чуэко" М. Берналя Хименеса. Балет изящных искусств. Балетм. Г. Кейс


"Танец оленя". Фольклорный балет


Танец птицы кетууалей". Фольклорный балет


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мексиканский балет" в других словарях:

  • Мексиканский балет изящных искусств — МЕКСИКÁНСКИЙ БАЛÉТ ИЗЯ́ЩНЫХ ИСКУ́ССТВ (Ballet de Bellas Artes), 1) Мекс. труппа, субсидировавшаяся Национальным ин том изящных иск в (ИНБА). Ведёт начало с 1947, когда в Академии мекс. танца была организована труппа Официальный балет совр. танца …   Балет. Энциклопедия

  • Мексиканский национальный балет — МЕКСИКÁНСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ БАЛÉТ, Национальный балет Мексики (Ballet Nacional de Mexico). Организован в 1949 Г. Браво и другие. в Мехико. Один из ведущих коллективов страны, сформировавших мекс. школу танца, осн. на сочетании техники танца модерн… …   Балет. Энциклопедия

  • Арриага Г. — АРРИÁГА (Arriaga) Гильермо (р. 1926, Мехико), мекс. артист и балетмейстер. Учился у X. Лимона, М. Краске и другие. Начал выступать в 1949. В 1956 возглавлял труппу Мексиканский балет, с 1958 – Народный балет. Пост.: Мечта и действительность… …   Балет. Энциклопедия

  • Мексика — (Méjico, México)         Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos).          I. Общие сведения          М. государство в юго западной части Северной Америки. На С. граничит с США, на Ю. В. с Гватемалой и Белизом. На З. и Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Список театральных работ Леона Бакста — Основная статья: Леон Бакст Легенда …   Википедия

  • Мексика — (Mexico) Государство Мексика, география, история, население и города Мексики Информация о государстве Мексика, география, города, история и население Мексики, экономика и политическое устройство Содержание Мексиканские Соединенные Штаты, ,… …   Энциклопедия инвестора

  • Мексика — Мексиканские Соединенные Штаты, гос во в Ю. З. части Сев. Америки. В 1821 г. провозглашена независимость исп. колонии Новая Испания. Образовавшееся новое гос во приняло название Мехико (исп. Mexico, Mejico) по названию столицы гос ва города… …   Географическая энциклопедия

  • Лопухов, Фёдор Васильевич — Фёдор Лопухов …   Википедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • МЕКСИКА. КУЛЬТУРА — Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США. В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»