Народный танец

Народный танец
НАРÓДНЫЙ ТÁНЕЦ, один из древнейших видов нар. иск-ва. Н. т. складывался и развивался под влиянием географии., историч. и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с др. видами иск-ва, гл. обр. с музыкой. Н. т. – неотъемлемая часть нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и другие. странах Востока с глубокой древности были распространены муз.-танц. и пантомимич. ритуальные представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и другие. Из нар. обрядов сложились хороводы и другие. обрядовые танцы (цейлонский – огня, норв. – с факелами, славянские хороводы, исполняемые при "завивании берёзки", плетении венков, зажигании костров).

Постепенно, отходя от обрядовых действий, Н. т. наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамер. индейцев, индонез. – пенчак (тигр), якут. танец медведя, памирский – орла, кит., инд. – павлина, фин. – бычка, рус. танцы журавль, гусачок, норв. – петушиный бой и другие. У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сел. труда [латв. – танец жнецов, белорус. – лянок, молд. – поама (виноград), узб. – шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский – дровосеков и другие.]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые нар. танцы: эст. – сапожников, укр. – бондарей, нем. – стеклодувов, карельский – "так ткут сукно" и другие. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя ("пиррические" пляски древних греков, сочетавшие танц. иск-во с фехтовальными приёмами, груз. – хоруми, берикаоба, шотл. – с мечами, казачьи пляски и другие.). Большое место в танц. творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротич. характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. – картули, рус. – байновская кадриль, польский – мазур и другие.).

Н. т. – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) – падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (напр., у болгар) – несинхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Сравни Азии и другие.>. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса. В Н. т. главенствует ритмич. начало, к-рое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам, и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и другие.>.). Нек-рые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и другие.>.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз. танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение – отбивка по голенищу в рус. и венг. танце – обусловливается наличием жёстких сапог, и др.

Развитие Н. т. в Сов. Союзе, его расцвет и популярность способствовали возникновению новой сценич. Формы – ансамблей Н. т. Так, в 1937 был создан Ансамбль Н. т. СССравни утвердивший в проф. хореографии сценич. Н. т. Этот танец отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный танец унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли Н. т. и ансамбли песни и пляски.

На основе опыта Сов. Союза возникают любительские нар. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (см. Танец, Бальный танец).


Лит.: Лопухов Α., Ширяев Α., Бочаров Α., Основы характерного танца, Л.–М., 1939; Голейзовский К., Образы русской хореографии, М., 1964; Ткаченко Т., Народный танец, 2 изд., М., 1967; Устинова Т., Русский народный танец, М., 1976.


И. A. Моисеев.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Народный танец" в других словарях:

  • Народный танец — …   Википедия

  • Народный танец — Шведский народный танец в исполнении фольклорного ансамбля. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ, один из древнейших видов народного творчества. Конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Народный танец — одна из древнейших форм нар. творчества, неразрывно связанная с жизнедеятельностью человека. Н. Т. возник как отражение действительности в танц. муз. образах. Он входил в ритуальные представления, из к рых позже выделился как обрядовый танец. Н.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Народный танец —         см. Народное творчество …   Большая советская энциклопедия

  • Кафа (народный танец) — Кафа, старинный кабардинский народный массовый танец. Темп умеренный. Музыкальный размер 6/8 или 3/4. Исполняется парами. Танцующим аккомпанирует женщина на гармонике. Не прерывая игры, она также вступает в танец. К. начинается и заканчивается… …   Большая советская энциклопедия

  • ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… …   Энциклопедия Кольера

  • Танец — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Танец живота — 1920 год Танец живота (беллиденс)  арабский национальный танец. Западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки ( …   Википедия

  • ТАНЕЦ ЗАПАДНЫЙ — Египет. Важные наглядные сведения о развитии танца в Древнем Египте можно почерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений, высеченных на камне, скульптуры и разных предметов из древних гробниц. В Абидосе месте, где, по… …   Энциклопедия Кольера

  • ТАНЕЦ — С древнейших времен и до наших дней люди танцуют праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне… …   Музыкальный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»