- Опера-балет
- ÓПЕРА-БАЛÉТ (франц. opéra-ballet), музыкально-сценич. жанр, в к-ром действие раскрывается средствами вокального и хореографич. иск-в. Танцы в О.-б. либо служат фоном действия, сопровождая вокальные эпизоды, либо образуют самостоят. сцены, дополняющие и развивающие действие вокальных эпизодов. Пение и танцы в О.-б. равноправны, хотя в отдельных конкретных произв. может быть перевес в ту или другую сторону.
О.-б. были распространены во франц. муз. т-ре в кон. 17 и 18 вв.: включались в качестве интермедии в придворно-аристократич. представления или показывались как самостоят. праздничные спектакли, обычно состоявшие из неск. сюжетно не связанных актов (или entrée), но объединённых общностью замысла ("Венецианские празднества" Кампра, 1710; "Галантная Индия" Рамо, 1735, и др.). В О.-б. этого времени преобладало дивертисментное начало.
В 1920 вв. О.-б. не получила значит. распространения. Нек-рую дань отдали ей рус. композиторы. Кантата "Торжество Вакха" Даргомыжского (1848) названа им также "лирической О.-б.". Она включает развитое сценич. действие с оперными ариями, речитативами и хорами, к-рые дополняются танцами, шествиями и балетной пантомимой. В О.-б. "Млада" Римского-Корсакова (1890) вокальные сцены чередуются с хореографич. эпизодами народно-обрядового и фантастич. характера. М. М. Фокин поставил в виде О.-б. "Золотого петушка" Римского-Корсакова (1914, Русский балет Дягилева). Сов. комп. М. Р. Раухвергер создал детскую О.-б. "Снежная королева" (1969, реж. Н. Ю. Никифоров, балетм. A. M. Meccepep, Большой т-р). Среди др. О.-б.: "Театр чудес" Хенце (1948, 2-я ред. 1965), "Прусская сказка" Блахера (1951), "Давид Сасунский" Оганесяна (1976).
В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.