Петипа М. И.

Петипа М. И.
ПЕТИПÁ Мариус Иванович [27.2 (11.3).1818, Марсель, – 1(14).7.1910, Гурзуф], рус. артист, балетмейстер. По нац. француз. Учился у отца – Жана Антуана П. и О. Вестриса. В 1838–46 выступал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д’Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и другие. В 1855–87 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1847 перенёс на сцену петерб. Большого т-ра балет "Пахита", в 1858 поставил одноактный балет "Брак во времена регентства" Пуньи. С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869–1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов. В многоактных балетах "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871, Петербург), "Баядерка" (1877) и др. П. постепенно создал свод правил балетного академизма. Эти постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографич. ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий: архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств складывалась в принципах муз. образности. В спектаклях П. формы дивертисментной сюиты выполняли существенную роль. В балетах с благополучной развязкой такая сюита венчала танц.-драматич. действие, в балетах-трагедиях – предшествовала развязке. Внутри спектаклей П. строил развёрнутые хореографич. сцены.

В этих сценах формировались пути развития симфонич. танца, сначала поставленного на музыку, далёкую от симфонизма (сцена теней в "Баядерке"). Здесь же разрабатывались формы хореографич. миниатюры ("Оживлённый сад" на муз. Делиба в "Корсаре"). Среди одноактных балетов П. выделялись "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона к комедии Шекспира (1876), "Испытание Дамиса" и "Времена года" (1900). Вершиной и итогом творчества П. явилось сотрудничество с великими рус. композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым. Опыты симфонизации балетного танца получили прочную основу в партитурах "Спящей красавицы" (1890) и "Раймонды" (1898). В "Спящей красавице" муз.-хореографич. кульминации – четыре адажио каждого акта – дали непревзойдённые примеры поэтически обобщённой образности танца. В "Раймонде" на материале трёх характерно-классич. муз. сюит была новаторски разрешена проблема взаимодействия классич. и характерного танца. Шедевром рус. хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида. Лучшие балеты П. ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 в. Творческая деятельность П. в России продолжалась более полувека и представлена след. его работами (помимо указанных в статье).

Постановки в петербургском Большом и Мариинском театрах, а также в других театрах: "Лида, или Швейцарская молочница" Гировеца (1849, совм. с Ж. Перро), "Звезда Гренады" Пуньи (1855, Михайловский т-р, Петербург), "Роза, фиалка и бабочка" Ольденбургского (1857, Царское Село), "Венецианский карнавал" Пуньи на тему Паганини (Гран па-де-де, 1859); "Парижский рынок" (1859), "Голубая георгина" (1860), "Терпсихора" (1861, Царское Село), "Ливанская красавица, или Горный дух" (1863), "Путешествующая танцовщица" (1865), "Флорида" (1866), "Титания" (1866, Дворец княгини Елены Павловны, Петербург), "Амур-благодетель" (1868, Школьный т-р, Петербург) и "Рабыня" (1868, Царское Село) – все Пуньи; "Трильби" Гербера (1870, Большой т-р, Москва), "Две звезды" Пуньи (1871); "Камарго" (1872), "Бандиты" (1875), "Приключения Пелея" (1876), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Дочь снегов" (1879), "Млада" (1879), "Зорайя, мавританка в Испании" (1881), "Ночь и день" (1883, Большой т-р, Москва) – все Минкуса; "Кипрская статуя" ("Пигмалион") Трубецкого (1883), "Волшебные пилюли" (1886) и "Жертвы Амуру, или Радость любви" (1886, Петергоф) – оба Минкуса; "Приказ короля" Визентини (1886), "Гарлемский тюльпан" Фитингоф-Шеля (1887, совм. с Л. И. Ивановым), "Весталка" М. Иванова (1888), "Талисман" Дриго (1889); "Капризы бабочки" (1889) и "Ненюфар" (1890) – оба Кроткова; "Калькабрино" Минкуса (1891), "Волшебная сказка" Рихтера (1891, Школьный т-р, Петербург), "Золушка" Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чеккетти и Ивановым), "Пробуждение Флоры" Дриго (1894, Петергоф), "Лебединое озеро" (1895, совм. с Ивановым); "Привал кавалерии" Армсгеймера (1896), "Жемчужина" Дриго (1896, Большой т-р, Москва), "Синяя борода" Шенка (1896), "Фетида и Пелей" на муз. Минкуса и Делиба (1897, Петергоф); "Арлекинада" Дриго (1900), "Ученики Дюпре" на муз. Визентини, Делиба и другие. композиторов (1900), "Сердце маркизы" на муз. Гиро (1902) –все в Эрмитажном т-ре, Петербург; "Волшебное зеркало" Корещенко (1903), "Роман бутона розы" Дриго (премьера не состоялась).

Новые редакции: "Сатанилла, или Любовь и ад" Н. Ребера и Ф. Бенуа (1848, совм. с Жаном Антуаном П.), "Корсар" (1863) – оба по Ж. Мазилье; "Фауст" Паниццы и Пуньи (1867), "Катарина, дочь разбойника" (1870) и "Наяда и рыбак" Пуньи (1874) – все по Ж. Перро, "Бабочка" Минкуса (1874, по М. Тальони), "Фризак цирюльник, или Двойная свадьба" на муз. Ж. Снеля в оркестровке Минкуса (1879, по Ж. А. Петипа), "Дева Дуная" Адана (1880, по Ф. Тальони), "Маркитантка" Пуньи (1881), "Пакеретта" Бенуа, Пуньи и Минкуса (1882) – оба по А. Сен-Леону, "Жизель" (1884, по Ж. Коралли и Перро), "Коппелия" (1884, по Сен-Леону), "Своенравная жена" Адана и Минкуса (1885, по Мазилье), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1885, совм. с Ивановым, по Ж. Добервалю), "Эсмеральда" (1886, по Перро); "Фиаметта" Минкуса (1887, совм. с Ивановым, по Сен-Леону), "Сильфида" (1892, по Ф. Тальони), "Конёк-Горбунок, или Царь-девица" (1895, по Сен-Леону).

Танцы в операх: "Страделла" Флотова (1849, Большой т-р, Москва), "Русалка" Даргомыжского (1856, совм. с Н. Гольцем, Театр-цирк, Петербург), "Марта" Флотова (дивертисмент на муз. Пуньи, 1859), "Орфей" Глюка (1868), "Гамлет" Тома (1872), "Тангейзер" Вагнера (1874), "Демон" Рубинштейна (1875), "Аида" Верди (1875), "Гуарани" Гомиса (1879), "Царица Савская" Гольдмарка (1880), "Мефистофель" Бойто (1881), "Король Лахорский" Массне (1881); "Роберт-Дьявол" Мейербера, "Кармен" Бизе, "Фауст" Гуно, "Гугеноты" Мейербера (все – 1882), "Джоконда" Понкьелли, "Кавказский пленник" Кюи, "Северная звезда" Мейербера, "Ричард III" Сальвейра, "Филемон и Бавкида" Гуно (все – 1883); "Лалла Рук" Давида, "Нерон" Рубинштейна, "Альдона" Понкьелли, "Рогнеда" А. Н. Серова, "Лакме" Делиба (все – 1884), "Манон" Массне (1885), "Тамарз" Фитингоф-Шеля (1886), "Руслан и Людмила" Глинки (1886), "Фенелла" Обера (1887), "Пиковая дама" Чайковского (1890), "Иоанн Лейденский" Мейербера (1891), "Дубровский" Направника (1895), "Гензель и Гретель" Хумпердинка (1897), "Фра-Дьяволо" Обера (1897), "Дон-Жуан" Моцарта (1898), "Фераморс" Рубинштейна (1898).


Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.

Лит.: Плещеев Α., М. И. Петипа. (1847–1907)..., СПБ, 1907; Лешков Д., Мариус Петипа. (1822–1910). К столетию его рождения, П., 1922; Слонимский Ю., Мастера балета, Л.–М., 1937; его же, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963.


В. М. Красовская.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Петипа М. И." в других словарях:

  • Петипа — Петипа, Жан Антуан (1787 1855) – французский балетный танцор и балетмейстер, отец Люсьена Петипа и Мариуса Петипа, преподаватель танцев в Санкт Петербургском театральном училище Петипа, Люсьен (1815 1898)  выдающийся французский балетный… …   Википедия

  • ПЕТИПА — (Petipa) Мариус Иванович (1818 1910), балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Создал свод правил балетного академизма. Постановки Петипа отличались… …   Русская история

  • Петипа — артистическая семья. Мариус Иванович П. известный балетмейстер и танцовщик, родился в 1822 году в Марсели в семье танцовщика и балетмейстера Жана П. (1787 1855), служившего в 1850 х годах и на Санкт Петербургской балетной сцене. Дебютировал в… …   Биографический словарь

  • Петипа — артистическая семья. Мариус Иванович П. известныйбалетмейстер и танцовщик, род. в 1822 г. в Марсели, в семье танцовщика ибалетмейстера Жана П. (1787 1855), служившего в 1850 х годах и на спб.балетной сцене. Дебютировал в Париже; в 1847 г.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Петипа М. — Мариус Петипа Мариус[1] Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910)  российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер …   Википедия

  • Петипа М. И. — Мариус Петипа Мариус[1] Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910)  российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер …   Википедия

  • Петипа —         Мариус Иванович [11.3. 1818, Марсель, 1(14).7.1910, Гурзуф], русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца танцовщика Жана Антуана П. и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и …   Большая советская энциклопедия

  • Петипа М. И. —         Мариус Иванович (11 III 1818, Марсель 1(14) VII 1910, Гурзуф) рус. балетмейстер. По национальности француз. В 1838 46 работал как танцовщик и балетмейстер в Бордо, Нанте, Нью Йорке, Мадриде. В 1847 был приглашён танцовщиком в Петербург. В …   Музыкальная энциклопедия

  • Петипа Ж. А. — ПЕТИПÁ (Petipa) Жан Антуан [16.2.1787 (или, 1782, или 1796), Париж, – 16(28).7.1855, Петербург], франц. артист, балетмейстер, педагог. Работал в Касселе (1810–12), где выступал в балетах Наказанная ветренность , Аннетта и Любим (балетм …   Балет. Энциклопедия

  • Петипа М. М. — ПЕТИПÁ Мария Мариусовна [17(29).10.1857, Петербург, – 1930, Париж], рус. артистка. Дочь Мариуса Ивановича П. Училась у отца. В 1875 дебютировала на сцене Мариинского т ра в гл. партии балета Голубая георгина Пуньи. Первая исполнительница… …   Балет. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»