Украинский балет

Украинский балет
УКРАИ́НСКИЙ БАЛÉТ. Своими истоками У.б. восходит к нар. хореографич. творчеству, к муз.-танц. интермедиям школьного т-ра (17–18 вв.). Первые проф. балетные спектакли на Украине были пост. в 1780 в гор. т-ре Харькова, где балетная труппа из 20 чел. под рук. бывшего петерб. танцовщика П. И. Иваницкого показывала сюжетные дивертисменты, в к-рых впервые использовались элементы укр. нар. плясок. В 1801 труппа Д. И. Ширая показала в Киеве балет "Венера и Адонис", а в 1805–09 эта труппа, состоявшая из 40 крепостных артистов, постоянно давала спектакли во вновь открытом Киевском гор. т-ре. С 1816 проф. балетная труппа под рук. И. Ф. Штейна в Харькове ставила балеты "Волшебная флейта", "Принцесса Каррарская", "Пигмалион"; "Цыганы" по поэме A. C. Пушкина. В 1818 открылся т-р в Полтаве, для к-рого драматург И. П. Котляревский создал "малороссийскую оперу" – "Наталка Полтавка", в пост. этого произв. впервые на проф. сцене появились укр. танцы. Дальнейшее развитие нац. сценич. хореографии связано с муз.-драматич. и оперными пост. М. Л. Кропивницкого (с ним в 90-х гг. 19 в. сотрудничал балетм. Ф. Нижинский), М. П. Старицкого, Н. К. Садовского и другие. В 1823 укр. танец был введён в пост. оперы неизв. автора "Украинка, или Волшебный замок", показанной на открытии гор. т-ра в Киеве. В 20-е гг. укр. танц. дивертисментные и балетные спектакли показывали в Харькове, Киеве, Одессе труппы И. Ф. Штейна и Л. И. Млотковского. С 1840-х гг. на Украине часто гастролировали мастера рус. и иностр. балета: в Киеве и Харькове моск. артисты во главе с Т. Ивановой (1843), в Одессе, Киеве и Харькове труппа под рук. К. Богданова (1848), труппа польского балетм. М. Пиона (1852), показывавшая "Свадьбу в Ойцуве" Стефани, "Страх и Зоська" Жабчинского, "Мечта поэта" Пуньи; в Киеве, Харькове, Одессе и Полтаве труппа, возглавлявшаяся балериной Е. И. Андреяновой и балетм. П. Маловернем, давала отрывки из балетов, шедших на моск. сцене. В 1863–67 в Киеве в т-ре итал. оперы работала балетная труппа под рук. австр. балетм. А. Опфермана, поставившего балеты: "Эсмеральда", "Жизель"; "Волшебная флейта" на муз. Моцарта, "Катарина, или Дочь разбойника" Пуньи.

В 1893–1909 в Киевском оперном т-ре (осн. в 1867) работала балетная труппа под рук. польских балетм. С. Ленчевского и М. Ланге, к-рые пост. "Малороссийский балет", "Приморский праздник", "Жатву в Малороссии", "Праздник венгерских цыган", "Космополитану", "Коппелию". В 1910 труппу возглавлял польский балетм. К. Залевский, в 1915–17 моск. балетм. A. A. Кочетовский и петрогр. балетм. Б. Ф. Нижинская пост. "Египетские ночи", "Карнавал", "Петрушку" (хореография М. М. Фокина) и "Конька Горбунка".

В 1910–11 в Киеве гастролировали Е. В. Гельцер, М. К. Обухова, Е. А. Смирнова, в 1912 – Л. Н. Егорова и C. K. Андрианов, в 1913 – Е. В. Гельцер и Л. Жукова, в 1914 – А. Н. Балашова, М. М. Мордкин, М. Ф. Кшесинская, в 1915 – группа артистов балета Большого т-ра во главе с Балашовой и Мордкиным.

Укр. сценич. танец успешно развивался в муз. спектаклях Первого стационарного укр. т-ра Н. К. Садовского в Киеве (1907–19), где работал хореограф-фольклорист В. Н. Верховинец, создавший неск. "вечеров укр. хореографии", танц. картины в операх и опереттах Лысенко и К. Г. Стеценко.

После Окт. революции 1917 в Киевском оперном т-ре балетную труппу возглавляли М. П. Фроман и Мордкин, к-рый пост. "Жизель", "Вальпургиеву ночь" и дивертисмент.

В 1919 в освобождённом от оккупантов и петлюровцев Киеве был создан первый укр. сов. оперно-балетный т-р – Укр. муз. драма, где Мордкин пост. балет "Азиаде" Гютэля, укр. танцы в операх "Утопленница" Лысенко и "Галька" Монюшко (работу этого т-ра прервало нападение на город деникинцев).

В нач. 20-х гг. в оперных т-рах Киева, Харькова и Одессы, имевших в то время весьма малочисл. балетные труппы, работали балетм. Р. И. Баланотти, П. К. Йоркин, A. A. Романовский, М. М. Дысковский.

В 1925 был открыт первый нац. т-р оперы и балета в Харькове (Укр. гос. опера), балетная труппа к-рого, возглавляемая Баланотти, начала свою деятельность постановкой "Лебединого озера". С самого начала деятели сов. укр. балета осваивали рус. классич. наследие и изучали нац. хореографию, в чём артистам особенно помогали балетм. М. А. Соболь и Верховинец, автор книги "Теория украинского народного танца" (1920).

В 1926 было создано Объединение т-ров Харькова, Киева и Одессы под рук. реж. И. М. Лапицкого. Харьковский коллектив, руководимый балетм. М. Ф. Моисеевым, первый на Украине пост. сов. балет "Красный мак". В 1928 открылась Первая передвижная укр. опера, балетную труппу к-рой возглавил П. К. Йоркин, поставивший "Красный мак", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", в 1929 – Вторая передвижная опера, где балетной премьерой стал "Красный мак" (гл. балетм. Ю. П. Ковалёв) и Третья передвижная опера, на сцене к-рой гл. балетм. Ф. И. Пинно также пост. "Красный мак". В 1932 Первая передвижная опера была реорганизована в стационарный Днепропетровский т-р оперы и балета, функционировавший до 1941, Вторая передвижная опера стала основой Луганского т-ра оперы и балета, Третья – Винницкого (оба коллектива также работали до 1941).

Балетные труппы республики вели дальнейшие поиски оригинальных решений "Красного мака"; лучшими пост. явились работы П. П. Вирского и H. A. Болотова (1928, Одесский т-р), Дысковского при участии Р. В. Захарова (1928, Т-р им. Шевченко), В. К. Литвиненко (1929, Т-р им. Лысенко). Укреплялось содружество с укр. композиторами, в результате чего репертуар обогатился героико-революц. балетами "Ференджи" Яновского (1932, Т-р им. Шевченко) и "Карманьола" Фемелиди (1930, Одесский т-р).

В 1931 балетм. Литвиненко вместе с комп. М. И. Вериковским и при участии В. Н. Верховинца создали в Харькове первый на Украине героич. балет "Пан Канёвский", в к-ром были объединены лексика и формы классич. танца и укр. нар. пляски, традиции классич. балетного и нац. муз.-драматич. т-ра. Пост. "Пана Канёвского" заложила основы хореографич. языка нац. балета, его актёрского и балетмейстерского иск-ва, раскрыла дарования B. C. Дуленко, Г. В. Лерхе, К. Г. Васиной, A. M. Соболя, Литвиненко, М. М. Мономахова. Балет шёл также в Киеве (1931) и Днепропетровске (1932). Его создание стимулировало развитие укр. нар.-сценич. танца.

В 1934 столица Укр. ССР была переведена из Харькова в Киев. Киевскую балетную труппу, увеличенную до 80 чел., возглавил Л. А. Жуков, поставивший "Красный мак", "Дон Кихот", "Лебединое озеро" и создавший при т-ре группу исполнителей укр. нар. плясок (под рук. М. А. Соболя). В 1936 танц. картины в операх "Запорожец за Дунаем" и "Наталка Полтавка" в пост. Вирского, Болотова и Верховинца получили высокую оценку в Москве на 1-й Декаде укр. иск-ва и лит-ры. Создание героико-романтич. балета "Лилея" Данькевича (1940, Т-р им. Шевченко, балетм. Г. А. Берёзова) успешно продолжило поиски синтеза нар. укр. и классич. танца. Постановщик спектакля широко использовал опыт укр. и всего сов. балетного т-ра, особенно балетм. Р. В. Захарова, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровского. В этом спектакле были созданы образцы дуэтного, сольного женского и мужского танца, в массовых картинах применены элементы танц. симфонизма. В 1941 на харьковской сцене балетм. П. К. Йоркин пост. героич. балет "Светлана" Клебанова, где партии гл. героев строились на синтезе классич. и укр. нар. танцев.

Создание нац. репертуара сочеталось с углублённым освоением рус. хореографич. наследия, в чём укр. коллективам активно помогали мастера балета Москвы и Ленинграда. В 1926 на Украине начали работать выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща, ученицы А. Я. Вагановой – К. Г. Васина, H. H. Виноградова, Н. В. Верикундова, балетм. И. Н. Герман, Р. В. Захаров, Ю. П. Ковалёв, К. А. Муллер. Первые укр. балерины B. C. Дуленко и A. B. Ярыгина также учились в Ленинграде, a A. M. Соболь – в Москве. Отечеств. традиции воплощения балетной классики на укр. сцене утверждали балетм. Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен (Т-р им. Шевченко), В. А. Рябцев, A. M. Meccepep, К. Я. Голейзовский (Т-р им. Лысенко), Ф. В. Лопухов (Днепропетровский т-р). Т-ры широко обращались к балетам сов. композиторов, по-своему интерпретируя "Пламя Парижа" (1935, Днепропетровский т-р, 1935, Харьковский т-р), "Бахчисарайский фонтан" (1937, Одесский т-р; 1938, Киевский, Харьковский и Луганский т-ры; 1939, Днепропетровский т-р), "Сердце гор" (1940, Киев и Харьков), "Соловья" Крошнера (1939, Одесса). Используя принцип балетной драмы, П. П. Вирский и H. A. Болотов создали комедийный балет "Мещанин из Тосканы" Нахабина, (1936, Днепропетровский т-р; 1936, Т-р им. Шевченко). Утверждению реализма на балетной сцене Украины способствовали балетм. В. М. Чабукиани, И. И. Арбатов, М. Ф. Моисеев, П. К. Йоркин, С. Н. Сергеев, В. И. Вронский, М. Д. Цейтлин.

В 1940 открылся оперно-балетный т-р во Львове, балетная труппа к-рого начала деятельность пост. "Красного мака".

В годы Вел. Отечеств. войны оперные т-ры Киева и Харькова объединились в Иркутске, где балетную труппу возглавил С. Н. Сергеев, поставивший укр. комедийный балет "Бисова ночь" Йориша (1943), а т-ры Одессы и Днепропетровска – в Красноярске, где труппой руководил В. И. Вронский. В первые послевоен. годы был создан балет о партизанах – "Олеся" Русинова (1947, Одесский т-р), новый вариант "Светланы" Клебанова (1947, Т-р им. Лысенко; 1948, Т-р им. Франко). Прочное место в репертуаре заняла "Лилея" (1945, Т-р им. Шевченко, Донецкий т-р, Одесский т-р; 1946, Т-р им. Лысенко и Т-р им. Франко). В этих спектаклях выступали опытные мастера: А. И. Васильева, A. Б. Рындина, H. H. Виноградова, A. B. Ярыгина, О. Н. Сталинский; ярко раскрылись дарования молодых артистов: Н. В. Слободян, E. H. Ершовой, Л. П. Герасимчук, Е. М. Потаповой, E. H. Горчаковой, H. A. Апухтина, A. A. Белова, П. П. Плавника, H. H. Новикова, О. С. Поспелова, A. A. Середы.

С сер. 40-х гг. в репертуар т-ров активно включались балеты композиторов народов СССравни были созданы новые трактовки "Гаянэ"; "Юности" Чулаки, "Лаймы" Лепина, "На берегу моря" Юзелюнаса, "Семи красавиц", "Шурале". В пост. балетов участвовали балетм. Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров (Т-р им. Шевченко), К. Я. Голейзовский (Донецкий т-р, Т-р им. Франко). Развивая традиции "Лилеи", т-ры в содружестве с укр. композиторами создавали нац. репертуар на материале произв. укр. лит-ры, утверждая синтез нар. и классич. танца, обогащая достижения актёрского и балетмейстерского иск-ва в работе над балетами: "Лесная песня" Скорульского (1946), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Ростислава" Жуковского (1955) – все в Т-ре им. Шевченко; "Платок Довбуша" (1951, Т-р им. Франко) и "Сойкино крыло" Кос-Анатольского (1957, там же), "По синему морю" Русинова (1955, Одесский т-р), "Соро-чинская ярмарка" и "Оксана" Гомоляки (1956 и 1964, Донецкий т-р), "Таврия" Нахабина (1959, Т-р им. Лысенко), "Тени забытых предков" Кирейко (1960, Т-р им. Франко; 1963, Т-р им. Шевченко). В лучших пост. "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок", "Спартак", "Легенда о любви" наметились тенденции преодоления бытовой иллюстративности, имевшей место в работах 40–50-х гг.

Спектакли, в к-рых утверждались развёрнутые танц. формы: "Лесная песня" (1958, Т-р им. Шевченко, 2-я ред.); "Предрассветные огни" Кирейко, Дычко и Скорика (1967, Т-р им. Франко), "Каменный властелин" Губаренко (1969, Т-р им. Шевченко), "Свечкина свадьба" Знатокова (1974, Одесский т-р). Поисками средств воплощения совр. сюжетов выделялись пост.: Вирского – "Чёрное золото" Гомоляки (1960, Т-р им. Шевченко); И. К. Ковтунова – "Песня о дружбе" Шуровского (1961, Т-р им. Лысенко); М. С. Заславского – "Орыся" Кос-Анатольского (1964, Т-р им. Франко); В. И. Вронского – "Поэма о Марине" Яровинского (1968); А. Ф. Шикеро – "Баллада о матери" Штогаренко (1975); Г. А. Майорова – "Возвращение" Лятошинского (1975) – все Т-р им. Шевченко. В пост. Вронского, Заславского, Шикеро, Чернышёва, Майорова, М. Арнаудовой раскрылись самобытные дарования мастеров балета: В. Ф. Калиновской, Е. М. Потаповой, Н. З. Барышевой, A. B. Гавриленко, С. И. Колывановой, A. B. Лагоды, И. П. Лукашовой, Н. Д. Руденко, А. Г. Кальченко, Э. А. Караваевой, В. П. Ковтуна, Г. А. Исупова, В. И. Круглова, Т. К. Попеску, В. В. Гудименко; молодых артистов: С. А. Антиповой, Т. А. Таякиной, Л. И. Сморгачёвой, Р. A. Хилько, Т. А. Литвиновой, В. В. Волковой, Т. Л. Кузьминой, Е. М. Бочище, Н. И. Умановой, Т. В. Боровик, Л. В. Данченко, И. В. Хребтовой, В. Я. Новицкого, В. В. Литвинова, П. Д. Фомина, В. В. Якимовича, Н. Д. Прядченко, С. А. Лукина, В. В. Клочко, В. В. Совы и другие. Повышению хореографич. культуры коллективов способствовала работа балетм. Л. М. Лавровского и О. М. Виноградова (Одесский т-р), П. А. Гусева, K. M. Сергеева, В. М. Чабукиани (Т-р им. Шевченко). В 1974 вновь открылся т-р в Днепропетровске, балетную труппу к-рого возглавляет Л. В. Воскресенская.

В республике работают 6 оперно-балетных т-ров; при Харьковском, Одесском, Донецком и Львовском т-рах имеются 4-годичные балетные школы. В Киеве на основе хореографич. отделения театр. техникума (1934–41) в 1938 создано респ. Киевское хореографич. уч-ще. Изучением истории укр. балетного т-ра занимается отдел театроведения Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССравни Статьи по вопросам балетного иск-ва печатаются в респ. журнале "Музыка".

Лит.: Станiшевський Ю., Український радянський балет, Київ, 1963; его же, Український радянський музичний театр. (1917–1967), Київ, 1970; его же, Український радянський балетний театр. (1925–1975). Київ, 1975.

Ю. А. Станишевский.


"Ромео и Джульетта". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро
"Спящая красавица". Одесский театр оперы и балета. Балетм. Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов
"Последний бал". Украинский театр оперы и балета им. Франко. Балетм. К. Муллер
"Лилея". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Берёзова


"Ромео и Джульетта". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро


"Спящая красавица". Одесский театр оперы и балета. Балетм. Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов


"Последний бал". Украинский театр оперы и балета им. Франко. Балетм. К. Муллер


"Лилея". Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Берёзова


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Украинский балет" в других словарях:

  • Украинский театр оперы и балета (г. Харьков) — УКРАИНСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Трудового Красного Знамени академический им. Н. В. Лысенко, открыт в Харькове в 1925 на базе постоянной оперной антрепризы, существовавшей с 1880. Первый балетный спектакль – Лебединое озеро (1925). В… …   Балет. Энциклопедия

  • Украинский театр оперы и балета (г. Киев) — УКРАИ́НСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический им. Т. Г. Шевченко, крупнейший муз. т р УССР (в Киеве). Основан как оперная антреприза в 1867. В 1893–1919 на сцене т ра выступала балетная… …   Балет. Энциклопедия

  • Украинский театр оперы и балета (г. Львов) — УКРАИ́НСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА академический им. И. Я. Франко, открылся в 1940 во Львове. В этом т ре впервые на территории Зап. Украины была создана балетная труппа. В 1940–41 под рук. Н. И. Трегубова пост. балеты Красный мак , Дон Кихот… …   Балет. Энциклопедия

  • Украинский театр оперы и балета —         академический им. Т. Г. Шевченко, старейший и ведущий музыкальный театр УССР. Открыт в 1867 в Киеве оперой А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» в исполнении русской труппы. Здание театра в 1896 сгорело, в 1901 построено новое… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинский театр оперы и балета —         (Киевский государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко) старейший и ведущий муз. т р Украины. Первый сезон постоянного оперного т ра в Киеве открылся 8 нояб.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Украинский Днепропетровский театр оперы и балета — УКРАИ́НСКИЙ ДНЕПРОПЕТРÓВСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА. Организован в 1932 на основе Первой передвижной укр. оперы, созданной в 1928 в Полтаве. В формировании балетной труппы принимали участие В. К. Литвиненко, Ю. П. Ковалёв, Н. И. Виноградова, К. Г.… …   Балет. Энциклопедия

  • Пан Канёвский (балет) — Пан Канёвский Пан Каньовський Композитор Михаил Вериковский Автор либретто Ю. Ткаченко (в редакции М. Вериковского) Источник сюжета украинская песня Дума о Бондаривне …   Википедия

  • Лесная песня (балет) — Лесная песня Лiсова пiсня Композитор Михаил Скорульский Автор либретто Наталия Скорульская Источник сюжета драма феерия Лесная песня Леси Украинки …   Википедия

  • Советский балет — СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц …   Балет. Энциклопедия

  • Чиполлино (балет) — Чиполлино Композитор Карен Хачатурян Автор либретто Геннадий Рыхлов Источник сюжета сказка Джани Родари «Приключения Чиполлино» Хореограф …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»