- Гюллень-Сор Ф. В.
- ГЮЛЛÉНЬ-СОР (Hullin-Sor, наст. фам. Ришар) Фелицата Виржиния (9.3.1805 ок. 1860), артистка, балетмейстер и педагог. Дочь танцовщика и балетмейстера Гюллень. Ученица Ж. Ф. Кулона. В 1815 участвовала в балете "Зефир и Флора" (Париж). С 1823 до конца жизни жила в России. В 182339 работала в моcк. Большом т-ре. Среди партий: Изора ("Рауль Синяя Борода" Кавоса, Гретри, Кубишты), Сандрильона ("Сандрильона" Сора, пост. Г.-С.). В 1825 для открытия нового здания Большого т-ра поставила дивертисмент в прологе "Торжество муз" (исполнила партию Терпсихоры). Ставила комич., мифологич., мелодраматич. балеты и дивертисменты. Среди её пост.: "Астольф и Жоконд" Изуара (1829), "Забавы султана" (1834) Варламова, "Хитрый мальчик и людоед" (1837) Варламова и Гурьянова, "Фенелла" на муз. оперы "Фенелла" Обера (1836), "Влюблённая баядерка" на муз. Обера (1836), "Розальба, или Маскарад муз" на муз. Россини, Обера и Эрколани (1839). В 1835 пост. (по Л. Ж. Милону) балет "Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша". Возобновила балеты Ш. Дидло ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского), Ф. Тальони ("Сильфида", 1837). Ставила балеты в крепостном т-ре Н. Б. Юсупова ("Зефир и Флора", "Севильский цирюльник" и другие.>.). Преподавала в Моск. театр, уч-ще. Среди её учениц Е. А. Санковская, Т. С. Карпакова. Оказала большое влияние на формирование иск-ва танцовщиц Д. С. Лопухиной, А. И. Ворониной-Ивановой, Т. И. Глушковской и другие.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958.В. В. Киселёв.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.