- Действенный танец
- ДÉЙСТВЕННЫЙ ТÁНЕЦ, танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 1819 вв. носил название pas d'action, в отличие от канонич. форм pas de deux, pas d'ensemble и др. Напр., танец Ганса с виллисами во 2-м акте "Жизели", сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте "Спящей красавицы". Д. т. в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19 нач. 20 вв. понятие Д. т. приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами. Д. т. гл. выразит. средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет Д. т.
В сов. балете уже на первых этапах были созданы выдающиеся образцы Д. т. (массовые народно-танц. сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, диалоги гл. действующих лиц в пост. Р. В. Захарова "Бахчисарайский фонтан", танец смерти Меркуцио в пост. Л. М. Лавровского "Ромео и Джульетта" и другие.). Однако развитие Д. т. было ещё недостаточным. Действие балетов нередко выражалось не в танце, а в пантомиме, танцы же гл. обр. характеризовали среду, фон действия, показывали бытовые развлечения (праздник, бал и другие.). Повышение роли Д. т. в связи с драматизацией балета иногда принимало упрощённый характер, было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца. В дальнейшем развитии балетного т-ра эти недостатки были преодолены. Напр., спектакли Ю. Н. Григоровича строятся на основе непрерывного Д. т. (сольного, ансамблевого, массового), где может сохраняться преемственная связь с дивертисментным танцем (танец шутов в "Легенде о любви") или с пантомимой (отдельные эпизоды сцены свадьбы в "Ангаре"), но Д. т. всегда выражает сюжет и развивает драматич. действие. В современном балете произошло соединение Д. т. со сложными формами симфонич. танца. Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танц. сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из к-рых представляет собой симфонически разработанный Д. т. (в 1-м акте "Спартака": нашествие страдания рабов развлечения пирующего Красса призыв к восстанию). Д. т. получил развитие также в постановках балетов на симфонич. музыку ("Ленинградская симфония", балетм. И. Д. Бельский), в работах О. М. Виноградова, Г. А. Майорова, В. Н. Елизарьева и другие.
Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи и письма, Л.М., 1962; Новерр Ж.-Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л.М., 1965; Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М. ], 1971; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, [М., 1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, [Л., 1975]; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.