Анджолини Д. М.

Анджолини Д. М.
АНДЖОЛИ́НИ (Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (9.2.1731, Флоренция, – 5.2.1803, Милан), итал. балетмейстер, артист, либреттист и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австр. хореографа Ф. Хильфердинга. Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов Α., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразит. пантомиме перед бессодержательным "фигурным танцем". А. разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она "являет собою поэзию балетов-пантомим". В 1761 пост. в Вене балет "Дон Жуан" Глюка на либр. Р. Кальцабиджи. А. создал новое для муз. т-ра зрелище. Отойдя от традиц. сюжетов мифологии и другие.вней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её "испанской трагикомедией". А. показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагич. развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1763–64 состоялись премьеры героич. балетов "Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифигения" и комич. балета "Приключения в серале" Скарлатти. В балете Глюка "Семирамида" (1765) на сюжет одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей Вольтера и франц. энциклопедистов. В 1766–72, 1776–79, 1782–86 работал в Петербурге и Москве; пост. балеты: "Оставленная Дидона" (1766), "Семира" по трагедии А. П. Сумарокова (1772), "Ариадна и Тезей" (1776), "Китайский сирота" по трагедии Вольтера (1777) на собств. музыку и другие.

Творч. взгляды А. изложил в полемич. брошюре (Милан, 1773), содержавшей два письма к балетм. Ж. Ж. Новеру, где обвинил его в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождавшейся эстетикой сентиментализма. В 1774 вновь сотрудничал в Вене с Глюком, пост. его балет "Китайский сирота". Последние годы жизни А. работал в миланском т-ре "Ла Скала". Среди пост.: "Федра" (1788), "Лоренцо", "Амур и Психея" (1789). В конце века стал участником освободит. борьбы против австр. владычества. В 1799–1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше не работал в театре. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному т-ру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764–1830), работавший в Италии.


Соч.: Lettere… a Monsieur No verre sopra i balii pantomimi, Mil., 1773; Dissertation sur les ballets pantomimes des anciens, W., 1765.

Лит.: Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 199–232.


В. М. Красовская.


Г. Анджолини. "Рассуждения". Фронтиспис. 1775


Г. Анджолини. "Рассуждения". Фронтиспис. 1775


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Анджолини Д. М." в других словарях:

  • Анджолини Гаспаро — композитор, капельмейстер и балетмейстер придв. теат. при Екатер. II. Дополнение: Анджолини, Гаспар, был в рус. сл. с 1766 по 1788 г. в СПб. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Анджолини Г. —         (Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (псевд. Анджело Гаспарини, Gasparini) (9 II 1731, Флоренция 5 II 1803, Милан) итал. артист балета, либреттист, балетмейстер и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 …   Музыкальная энциклопедия

  • АНДЖОЛИНИ — [итал. Angiolini], представители католич. ордена иезуитов, братья итальянцы, работавшие в России на рубеже XVIII XIX вв. Приехали из Пьяченцы для проповеднической и научной деятельности (1782), узнав о том, что Екатерина II не собирается… …   Православная энциклопедия

  • Анджолини, Джиованни Федериго — тоже композитор придв. теат. 1791 7 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Анджолини Доменико Мария Гаспаро — (1731 1803) итал. балетмейстер, артист, либреттист и композитор. С 1748 работал во мн. европ. городах. Иск ву балетмейстера учился у Ф. Хильфердинга, вслед за к рым отдавал предпочтение действенному пантомимному балету, отрицая развлекат.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …   Музыкальная энциклопедия

  • Глюк К. В. —         (Gluck), Кристоф Виллибальд (2 VII 1714, Эрасбах, Бавария 15 XI 1787, Вена) композитор, один из виднейших представителей музыкального классицизма. Автор 107 опер. Его произв., созданные для Вены Орфей и Эвридика (1762), Альцеста (1767),… …   Музыкальная энциклопедия

  • Австрийский балет — АВСТРИ́ЙСКИЙ БАЛÉТ. Балетное иск во в Австрии зародилось в 16 в., когда устраивались придворные представления с танцами. Первыми танцмейстерами при венском дворе были итальянцы Ф. Леньяно и Ч. Негри (кон. 16 в.), а также К. Беккариа, С. и Д.… …   Балет. Энциклопедия

  • Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным …   Балет. Энциклопедия

  • Глюк К. В. — ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, Бавария, – 15.11.1787, Вена), австр. композитор. Реформатор европ. муз. т ра, один из крупнейших представителей муз. классицизма 18 в. Написал 107 опер, часто включавших в себя танц. номера …   Балет. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»