- Коралли Ж.
- КОРАЛЛИ́ (Соrаlli) [наст. фам. Перачини (Peracini)] Жан (15.1.1779, Париж, 1.5.1854, там же), франц. артист и балетмейстер. Учился в школе при парижской Опере. В 1802 дебютировал в этом т-ре в балете "Тайны Исиды" Лахнита. Свой первый балет "Пауль и Розетта, или Виноградари" (1806) пост. в Венской придворной опере. Работал в т-ре "Ла Скала" как танцовщик (180912, 181415 и 1820) и как балетмейстер ("Прославление Гименея", 1815; "Страсть к танцам" и "Брак Зефира и Флоры", оба 1816; "Статуя Венеры", "Белиза", оба 1825), а также в т-рах Лисабона и Марселя. В 182531 был балетмейстером парижского т-ра "Порт-Сен-Мартен" (пост.: "Лизбель, или Новая Клодина", 1825; "Гулливер", 1826; "Гусары и барышни", 1828; "Леокадия, или Пять лет спустя", 1828). С 1831 балетмейстер парижской Оперы, где осуществил пост. балетов, пользовавшихся большим успехом у современников: "Буря, или Остров духов" Шнейцхоффера (1834), "Хромой бес" Жида (1836), "Кошка, превращенная в женщину" де Монфора (1837), "Тарантул" (1839) и "Озай, или Островитянин" (1847) Жида; "Пери" Бургмюллера (1843), "Эвхариса" Дельдевеза (1844). Пост. (совм. с Ж. Перро) балет "Жизель" (1841). Хореографии этого балета присущи полное взаимопроникновение музыки и танца, образность и экспрессия пластич. языка, раскрывающие повествовательно-изобразительные возможности пантомимы. Драматургия "Жизели" построена на противопоставлении массовых сцен 1-го действия и фантастич. сцен вилис во 2-м, на контрастах бытового и возвышенно-поэтического, к-рые подчёркивают трагедию обманутой любви.
В этом балете К. проявил себя одним из крупнейших мастеров романтич. направления в европ. хореографии.
Лит.: Левинсон Α., Мастера балета, СПБ, 1914, с. 124, 12830; Слонимский Ю., "Жизель". Этюды, Л., 1969; Guest I., The romantic ballet in Paris, L., 1966.В. А. Кулаков.
Ж. Коралли и А. Дюмилатр в балете "Цыганка"
Ж. Коралли и А. Дюмилатр в балете "Цыганка"
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.