- Лабан Р.
- ЛÁБАН (Laban) Рудольф фон (15.11.1879, Пресбург, ныне Братислава, ЧССР, 1.7.1958, Уэйбридж), австр. танцовщик, хореограф, педагог, теоретик танца. По нац. венгр. Учился живописи и декоративному искусству в Мюнхене, актёрскому мастерству и танцу в Париже. Гастролировал с труппой франц. ревю по Сев. Африке, где познакомился с арабским и негритянским фольклором. В 190710 выступал как танцовщик в Австрии и Германии. В 1910 организовал в Мюнхене школу. В 191425 работал как педагог и балетмейстер, осуществил ряд пост., в к-рых был автором хореографии, музыки и оформления: "Победа жертвы" (1916, Цюрих), "Игрок" (1917), "Призрачный образ" (1922, обе Нюрнберг), "Казанова" (1923) и др. В 1925 организовал в Гамбурге камерную балетную труппу. Пост.: "Мерцающие ритмы" (1925), "Титан" (1927); балеты на классич. муз. "Дон Жуан" Глюка, "Терпсихора" на муз. Генделя (оба 1925), "Шутовское зеркало" на муз. Листа (1926). В 1926 создал в Вюрцбурге хореографич. школу. В 193034 директор гос. объединения т-ров Берлина, рук. балетной труппы Берлинской гос. оперы. В 1938 эмигрировал в Великобританию, где преподавал в школе К. Йосса в Дартингтон-Холле. Совм. с Л. Ульман занимался разработкой системы рациональных движений для заводских рабочих. В сотрудничестве с Йоссом и А. Кнустом разработал систему записи движений под назв. "Кинетография" (получила мировую известность под назв. "лабанотация"). В 1940 последователи Л. основали в Нью-Йорке Бюро записи танца (Dance Notation Bureau).
В своей теории танца (хореотике) Л. применил математич. метод анализа, с помощью к-рого обосновал универсальные закономерности движения человеческого тела. Танцевальное движение, по Л., есть изменяющееся отношение танцовщика к трёхмерному пространству. Наиболее характерное их проявление, существующее в хореографии разл. типов и нац. культур, т. н. "суинги" разные по амплитуде махообразные движения, прочерчивающие в пространстве фигуру, напоминающую восьмёрку. Эти двоякообращённые движения, ("на себя" и "от себя") основные, все остальные их вариации. По Л., всякий вид хореографии от наиболее примитивного до высокопрофес- сионального обусловливается особенностями сочетания движений и преобладанием в них какой-либо из трёх важнейших характеристик: динамической, пространственной и темповой. Л. установил, что мн. ведущие принципы теории танца идентичны с теорией музыки. Его хореотика развивает у танцовщика и хореографа пространственное мышление, чувство взаимо- зависимости действий отдельного исполнителя и всей группы танцующих. Л. основоположник нем. "выразительного танца", к-рый повлиял на все виды совр. хореографии. Его учениками и последователями были К. Йосс, М. Вигман, X. Кройцберг, И. Георги, М. Терпис и другие.
Соч.: Die Welt des Tanzers, Stuttg., 1920; Choreographie, Jena, 1926; Schrifttanz, [Bd] 12, W., 19281930; Ein Leben für den Tanz, Dresden, [1935]; Modern educational dance, L., 1948; The mastery of movement on the stage, L., 1950; Principles of dance and movement notation, L., 1956; Choreutics, L., 1966.
Лит.: Terpis M., Tanz und Tänzer, [Z., 1946]; Thornton S., A movement perspective of Rudolf Laban, L., 1971.
Г. А. Комаров.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.