- Лаосский классический танец
- ЛАÓССКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. Лаосский танец, близкий танцу др. народов Юго-Вост. Азии (Таиланда, Кампучии, Бирмы), сложился под сильным влиянием индийского. Инд. танец (насчитывающий мн. видов, стилей и школ) проник в эти страны в сер. 1 тыс. н. э. и приобрёл в каждой из них свои специфич. черты. Так, в отличие от инд. классич. танца, Л. к. т. не имеет столь совершенной и тонко дифференцированной системы условных жестов (мудра), ограниченное значение имеют мимика, выражение глаз, движения зрачков. Общий характер танца также резко отличается от индийского, с его экспрессивностью, динамикой и властной ролью ритма. Движения Л. к. т. замедленные, изысканно-плавные, большое место в нём занимают грациозные, статуарные положения, имитирующие позы апсар "небесных" дев-танцовщиц, рельефы с изображениями к-рых покрывают пилоны, стены и тимпаны арок храмов Бантеай-Срей (10 в.) и Ангкор-Ват (12 в.) в Кампучии. Эмоциональный строй Л. к. т. (особенно придворного балета, культивировавшегося в течение веков при королевском дворце в Луангпрабанге) празднично-церемониальный или оживлённо-игривый.
Помимо придворного балета, существовали др. виды танца: ритуальные, связанные с древним культом заклинания и изгнания демонов, воинственные, народные обрядовые, имеющие трудовое происхождение (исполняются и в совр. Лаосе на ежегодных сезонных праздниках, свадьбах, во время храмовых церемоний, процессий), комич. танцы, изображающие животных и птиц, и др. Наибольший интерес в совр. Лаосе вызывают танце-вально-драматич. представления труппы Нац. балет Лаоса. Их сюжеты почерпнуты из 2 эпич. поэм Древней Индии и священных книг индуизма "Махабхараты" и "Рамаяны" (а также из "Бхагаватгиты", обширной религиозно-филос. поэмы, являющейся самостоятельной частью "Махабхараты"), известных в Лаосе с 7 в. н. э. Др. источник сюжетов легенды о деяниях принцев (кхмерского, сиамского и бирманского происхождения). Особенно популярны танц. представления, основанные на наиболее драматич. эпизодах "Рамаяны", повествующих о любви Рамы и Ситы, истории пленения Ситы царём Ланки Раваной и борьбе Рамы с Раваной в союзе с царём ястребов Джатаю и предводителем обезьяньего войска Хануманом. Танцам аккомпанирует нац. лаосский оркестр пи-пхат; его состав набор бронзовых гонгов разл. высоты (кон-вон), ксилофон (рангнат), большой барабан, обтянутый буйволовой кожей (скортхомл), и горизонтальный барабан (сампхо), цимбалы (хин) и духовой инструмент, напоминающий европ. гобой (пи). В труппе Нац. балета Лаоса 90 танцовщиков, музыкантов, певцов и преподавателей танца. Для выступлений используется помещение Большого дворца в Луангпрабанге или Нац. школа музыки и танца (наз. также Ун-том изящных искусств) во Вьентьяне. В представления труппы входят обычно ряд отдельных танцев и небольшие танцевальные сценки (крупные по форме муз.-драматич. спектакли не ставятся). Курс усовершенствования в иск-ве танца лаосские танцовщики нередко проходят в школе танца в столице Таиланда Бангкоке.
Выступления Нац. балета редки и назначаются в связи с к.-л. торжествами или др. официальными событиями. Осн. позиции, на к-рых базируется Л. к. т.: одна нога, согнутая в колене, поднята назад; большой и средний (или указательный) пальцы рук соединены, тогда как остальные резко отогнуты; сильно вывернутые ноги с разведёнными в стороны коленями перекрещены, причём тяжесть тела перемещена на правую ногу; голова неподвижна, мимика бесстрастна; весь корпус чуть откинут назад.
Танцы в лаосском балете исполняются женщинами и мужчинами (изображающими, обычно, демонов, комич. персонажей и животных). Костюмы танцовщиков ярки по цвету, пышно украшены орнаментальным шитьём и дополнены разл. декоративными деталями. Танцовщицы выступают без масок; лицо покрывается слоем белого грима, глаза резко подводятся чёрным, губы ярко-алым. Традиционные маски носят исполнители ролей Раваны и Ханумана. Декорацией служит естеств. фон окружающей природы и архитектуры. Бутафория почти отсутствует.
Существуют и исконно лаосские церемониальные танцы, не имеющие сюжета. Они исполняются женским ансамблем и состоят из ряда приветственных жестов, обряда женского туалета (украшение причёски, гримирование лица), движений, имитирующих сбор цветов в саду и свивание гирлянд. Распространён и т. н. "Танец сумерек", выражающий чувство восхищения при созерцании заката солнца.
Лит.: Cogniat R., Danses d'Indochine, P., [1932]; Cuisinier J., La dansеe sacrée en Indochine et enIndonésie, P., 1951; Bowers F., Theatre in the East; survey of Asian dance and drama, N. Y., [1956]; Le Bar F. M., Suddard Α., Laos, its people, its society and culture, New-Haven, [1960]; Brandon J. R., Theatre in Southeast Asia, Cambr. (Mass.), 1967; eгo же, Brandon's guide to theatre of Asia, Honolulu, 1976.
B. M. Паппе.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.