- Леньяни П.
- ЛЕНЬЯ́НИ (Legnani) Пьерина (18631923), итал. артистка. Училась в школе "Ла Скала" у К. Беретты. Выступала во мн. т-рах Италии, гастролировала в Европе. С 1892 ведущая солистка "Ла Скала". В 18931901 прима-балерина Мариинского т-ра (Петербург), где выступала в партии Сандрильоны ("Золушка" Шелля, балетм. М. И. Петипа, Э. Чеккетти, Л. И. Иванов). Совершенствовала мастерство под рук. Н. Г. Легата, впоследствии Х. П. Иогансона. Была первой исполнительницей партии Одетты Одиллии (1895, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). Исполняла ведущие роли в балетах Петипа: "Талисман" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова, "Синяя борода" Шенка, "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Прелестная жемчужина" Дриго, "Камарго" Минкуса и другие. Среди др. ролей: Раймонда, Медора, Сванильда. В партиях Эммы ("Гарлемский тюльпан" Шелля, балетм. Петипа, Л. И. Иванов) и Одетты Одиллии впервые в России выполнила 32 fouetté. Л. одна из последних представительниц виртуозного стиля, характерного для итал. школы 2-й пол. 19 в. Её танец отличался необычайно высокой техникой в ущерб актёрским задачам и одухотворённости создаваемых ею образов. Соприкосновение с рус. школой и участие в балетах Петипа и Иванова оказали значит. влияние на исполнит. иск-во Л. В свою очередь мастерство танцовщицы послужило высоким образцом для молодого поколения рус. артистов. Вернувшись на родину, оставила сценич. деятельность.
Лит.: Скальковский К. В., В театральном мире, СПБ, 1899; Плещеев Α., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899; Худеков С., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 13234; Карсавина Т., Театральная улица, Л., 1971; Бахрушин Ю., История русского балета, 3 изд., М., 1973; Beaumont С., Complete book of ballets, L., [1941]; Lifar S., Histoire du ballet russe, P., 1950.B. M. Паппе.
П. Леньяни - Одиллия
П. Леньяни - Одиллия
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.