- Люлли Ж. Б.
- ЛЮЛЛИ́ (Lully) Жан Батист (Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (28.11.1632, Флоренция, 22.3.1687, Париж), франц. композитор. По национальности итальянец. С 1646 жил в Париже, где был придворным скрипачом и композитором (с 1653). С 1672 возглавлял Королевскую академию музыки (выступал в качестве композитора, дирижёра, педагога, режиссёра и балетмейстера). Автор мн. балетов и дивертисментов для придворных празднеств в Лувре, Версале, Тюильри и другие.: "Ночь" (совм. с Ж. де Камбефором и Ж. Б. Боэссе; балетм. Шанси, Молье, Манюэль, Верпре и Л., 1653), "Пословицы", "Свадьба Пелея и Фетиды" (дивертисмент для оперы Каприоли), "Время" (1654), "Развлечения" (1655), "Желанные" (1655), "Психея, или Сила Любви" (1656), "Галантность времени" (1656), "Больной Амур" (дивертисмент для оперы Мараццоли, 1657), "Прерванные развлечения" (1657), "Алкидиана" (1658), "Насмешка" (1659), "Ксеркс" (дивертисмент для оперы Кавалли, 1660), "Перепродажа одежд балета и комедии", "Нетерпение", "Времена года" (все 1661), "Влюблённый Геркулес" (дивертисмент для оперы Кавалли, 1662), "Сельская свадьба" (балет-маскарад, 1663), "Замаскированная любовь" (1664), "Рождение Венеры", "Гвардейцы", "Капитан" (балет-маскарад), "Маленький балет Фонтенбло" (все 1665), "Триумф Вакха в Индии" ("Балет де Креки", 1666), "Музы" (1666), "Карнавал" ("Королевский маскарад, или Великий венценосец", 1668), "Флора" (1669), "Юность" (1669), "Пифийские игры" (1670), "Празднества Амура и Вакха" (балетм. П. Бошан, 1672) и др.
В истории балетного т-ра особенно большое значение имело сотрудничество Л. с Мольером, для комедий-балетов к-рого Л. писал дивертисменты (танцы, пантомимы, увертюры), нередко выступая в качестве балетмейстера и танцовщика.
Л. был также основоположником "лирич. трагедии" во франц. музыкальном т-ре (всего 20) и крупнейшим мастером оперы-балета (всего 15), в т. ч.: "Триумф любви" (балетм. Бошан и Л. Пекур, Сен-Жермен-ан-Ле, 1681), "Храм мира", "Идиллия мира", "Версальская эклога" (все 1685) и др. В этих произведениях хореографич. номера занимали значит. место. Танцы Л., разнообразные по жанру (марши, менуэты, гавоты, сарабанды и пр.), контрастные по ритмике и темпу, тонко инструментованные, по своему значению выходили за рамки простого дивертисмента и нередко выполняли драматич. задачу, следуя сценич. действию (что явилось для того времени настоящей реформой балетного т-ра и музыки). Возвышенному благородству танцевальной музыки Л. отвечала хореография Бошана. Сценич. постановки балетов и опер Л., ставшие одной из вершин европ. музыкального т-ра, открыли историю классич. европ. балета нового времени.
Оперы-балеты Л. и его танцевальная музыка привлекают совр. хореографов (напр., "Триумф любви", балетм. X. Ландер, Королевский датский балет, 1962, и др.).
Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.: "De musica", Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Разумовская М., У истоков нового жанра; комедии-балеты Мольера на музыку Люлли, в сб.: Литература и музыка, Л., 1975; Christout M.-F., Le ballet de cour de Louis XIV, P., 1967; её же, Molière et la comédie-ballet, "Les saisons de la danse", 1973, novembre.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.