- Малер Г.
- МÁЛЕР (Mahler) Густав (7.7.1860, Калиште, Чехия, 18.5.1911, Вена), австр. композитор, дирижёр и оперный режиссёр. Окончил Венскую консерваторию, брал уроки композиции у А. Брукнера. Работал в качестве дирижёра в оперных т-рах Германии, Чехии, Австро-Венгрии; в 18971907 директор Венского придворного т-ра; в 1907 уехал в США, где был дирижёром "Метрополитен-опера" и руководителем Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Основную часть художеств. наследия М. составляют симфонии и вокальные циклы. Гуманистич. пафос и философская содержательность творчества М., богатство эмоциональных оттенков его музыки (от трагич. экспрессии, гротеска в пародии до просветлённой лиричности) и оркестровой палитры, напряжённость музыкального языка привлекают хореографов, стремящихся найти адекватное пластич. и образное воплощение его музыки в танце. Среди балетов, пост. на муз. М. (в скобках фамилии балетмейстеров): на муз. вокального цикла "Песни об умерших детях" "Мрачные элегии" (1937, "Балле Рамбер", Лондон, А. Тюдор), под оригинальным назв. (1974, Вупперталь, П. Бауш), под оригинальным назв. (1975, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин, Ж. Казадо); на муз. симфонии-кантаты "Песнь о Земле" "Тень ветра" (1948, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, Тюдор), "Прощание" (на муз., последней части этого же соч., 1962, Нью-Йорк, П. Конер), под оригинальным назв. (1965, Штутгартский балет, К. Макмиллан); на муз. вокального цикла "Песни странствующего подмастерья" под оригинальным назв. (1971, Балет XX века, Брюссель, М. Бежар), "Песни Малера" (1977, парижская Опера, О. Арайс); на муз. вокального цикла "Волшебный рог мальчика" под оригинальным назв. (1974, "Танц-форум", Кёльн, Й. Ульрих), "Песни любви и войны" (1975, "Компани Анн Беранже", Париж, Бежар); на муз. Адажио из 10-й симфонии "Следы" (1973, Штутгартский балет, Дж. Кранко), под назв. "Адажио" (1974, Вупперталь, Бауш); на муз. 3-й симфонии "Ночь" (на муз. 4-й части, 1974, Штутгартский балет, Дж. Ноймайер), "То, что сказала мне Любовь" (на муз. 4-й, 5-й, 6-й частей, 1974, Балет XX века, Монте-Карло, Бежар), "Третья симфония" (1975, Гос. опера, Гамбург, Ноймайер), на муз. 4-й симфонии "Четвёртая симфония" (1976, Ноймайер); на муз. из 5-й симфонии "Адажиетто" (на муз. 4-й части, 1973, Польский театр танца, Познань, К. Джевецкий), "Эпилог" (на ту же муз., 1975, "Американ балле тиэтр", Нью-Иорк, Ноймайер), "Адажиетто" (на ту же муз., 1977, парижская Опера, Арайс), "Больная роза" (на муз. из 2-й и 5-й симфоний, 1973, Марсельский балет, Р. Пти. Фрагмент из этого балета под назв. "Гибель розы" на муз. 4-й части 5-й симфонии перенесён на сцену Большого т-ра в 1973); на муз. "Песен Рюккерта" под оригинальным назв. (1976, Ноймайер) и мн. др.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.