- Манцотти Л.
- МАНЦÓТТИ (Manzotti) Луиджи (2.2.1835, Милан, 15.3.1905, там же), итал. артист, мим и балетмейстер. Учился иск-ву пантомимы в Милане у Боччи. Дебютировал в мимич. партии в балете "Коронация Коринны в Риме" (балетм. П. Борри, т-р "Каноббиана", Милан). Выступал в т-рах Флоренции и Рима. В 1858 в Риме пост. балеты: "Смерть Мазаньелло", "Мавр с Антильских островов", "Микеланджело и Ролла", "Клеопатра", "Пьетро Микка". С 1872 ведущий мимич. артист "Ла Скала", на сцену к-рого перенёс нек-рые из своих ранних постановок. Зрелый стиль М.-балетмейстера окончательно сложился в балетах "Сиеба" (1876, "Театро Реджо", Турин), "Эксцельсиор" (1881, "Ла Скала"), "Любовь" (1886, там же) и "Спорт" (1897, там же), все комп. Маренко. Балеты-феерии М., насыщенные патриотич. идеями, прославлявшие прогресс науки и техники, состояли обычно из ряда эпизодов историч. или аллегорич. содержания. Продолжая традицию итал. "больших балетов", балетмейстер включал в постановки множество пантомимич. и массовых сцен (св. 600 участников). Стремление хореографа к развлекательности, красочной зрелищности, умаление роли классич. танца, преувеличенное внимание к постановочным эффектам отражали характерные симптомы упадка европ. балета кон. 19 в. Успех среди широкой публики пост. М. побуждал мн. европ. т-ры к копированию его балетов (в т. ч. на рус. сцене). Отдельные приёмы М. оказали несомненное влияние на развитие мюзик-холла и нек-рые балетные спектакли 1020-х гг. 20 в.
Лит.: Guerra N.. Tersicoreide, Mil., 1899; Monaldi G., Le regine della danza nel secolo XIX, Torino, 1910; Beaumont C., Complete book of ballet, L., 1949; Gatti G., Fifty years of opera and ballet in Italy, Roma, 1956; Rossi L., Il balletto a Milano, Mil., 1967.B. M. Паппе.
"Эксцельсиор". Балетм. Л. Манцотти
"Эксцельсиор". Балетм. Л. Манцотти
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.