- Минкус Л. Ф.
- МИ́НКУС (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. имя Алоизий Людвиг) [23.3.1826, Вена, 7.12.1917 (по уточнённым данным), там же], скрипач и композитор. По нац. чех (по др. сведениям, поляк). Муз. образование получил в Вене. В 1866 совм. с комп. Л. Делибом написал музыку балета "Ручей" (1866, Париж). Работал гл. обр. в России. Был капельмейстером крепостного т-ра князя Η. Б. Юсупова (185355), солистом оркестра московского Большого т-ра, инспектором ба летной музыки моск. т-ров (186272), композитором балетной музыки при Дирекции имп. т-ров в Петербурге (187285). В 1869 в моск. Большом т-ре состоялась премьера его балета "Дон Кихот". Автором сценария и постановщиком балета был M. И. Петипа, с к-рым M. продолжал сотрудничать в 7080-е гг. В 1871 для показа "Дон Кихота" в Петербурге M. дополнительно сочинил музыку 5-го акта (в 1900 балетм. А. А. Горский, осуществляя реформу балета, создал в моск. Большом т-ре новую редакцию "Дон Кихота", ставшую балетной классикой, сохраняющуюся в совр. репертуаре). M. написал музыку 16 балетов, пост. Петипа в Мариинском т-ре, в т. ч. "Камарго" (1872), "Бандиты" (1875), "Приключения Пелея" (1876), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Млада", "Дочь снегов" (оба 1879), "Волшебные пилюли" (1886), "Жертвы Амуру, или Радость любви" (1886, Петергоф). Всемирную известность приобрёл балет M. и Петипа "Баядерка" (1877, Мариинский т-р). M. принадлежит балет "Фиаметта" (пост. 1863, Москва под назв. "Пламя любви, или Саламандра"; 1864, Петербург "Фиаметта, или Торжество любви"). M. знал законы балетного т-ра, обладал высоким профессионализмом. Его музыка мелодичная, доходчивая, ярко танцевальная, ритмичная способствовала созданию значительных произв. хореографич. иск-ва. В лучших балетах M. удалось выйти за пределы внешней иллюстративности. После 1890 M. жил в Вене.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.