Мьюзикл

Мьюзикл
МЬЮ́ЗИКЛ (англ. musical), музыкально- сценический жанр, использующий выразит. средства вокального, драматич. и хореографич. иск-в. Термин "М. " возник в США во 2-й пол. 19 в. и первоначально относился к разл. рода театрально-муз. увеселениям, шоу, комедиям с музыкой и нар. операм, к-рые заимствовали элементы европ. комической оперы, оперетты и мюзик-холла. Создатели таких произведений нередко черпали материал в нар. музыке, обращались к новым муз. стилям. Лучшие из популярных комедий, пост. на Бродвее в 20–30-х гг. 20 в., уже во многом отвечали осн. требованиям жанра М., имели развёрнутую драматургич. основу, развитые муз. формы, обилие танц. эпизодов и другие. Таковы муз. комедии Дж. Гершвина – "Леди, будьте добры" (1924), "Смешное лицо" (1927) и "О тебе я пою" (1931); Дж. Керна – "Салли" (1920), "Плавучий театр" (1928) и "Робéрта" (1933); В. Юменса – "Нет, нет, Нанетта!" (1925) и др. 30–40-е гг. – время интенсивного развития М. Совершенствовались его выразит. средства, расширялась тематика и эмоциональный диапазон, всё большее место в них занимали действенные хореографич. сцены. Именно в это время в М. начали работать ведущие амер. балетмейстеры (Дж. Баланчин, X. Хольм, А. Де Милль, X. Тамирис, Дж. Роббинс). Одновременно появлялось мн. муз. фильмов, способствовавших широкой популярности М. Были пост.: "На пуантах" Роджерса (1933), "Я женился на ангеле", "Дети на руках" (оба – 1937), "Луизианская сделка" – все балетм. Баланчин; "Оклахома!" (1943) и "Карусель" (1945) Роджерса, "Бригадун" (1947) и "Покрась свой фургон" (1951) Лоу – все балетм. Де Милль; "О городке" Бернстайна (1944), "Малютка в миллиард долларов" (1946), "Высокие ботинки на пуговках" (1947), "Смотри, мама, я танцую" (1947) – все балетм. Роббинс; "Целуй меня, Кэт!" Портера (1948, балетм. Хольм); "Анни, возьми своё ружьё" Берлина (1946, балетм. Тамирис) и др. Наибольшего расцвета М. в США достиг в 50-х – нач. 60-х гг. Для бродвейских пост. этого периода характерен общий высокий художеств. и исполнительский уровень. Основой либретто для М. нередко служили произведения классич. и совр. лит-ры и другие.матургии (Шекспир, Вольтер, Диккенс, Шоу, Уайлдер и другие.>.). Соответственно расширялся тематич. диапазон М., включавший лирику, социальную сатиру, историч., фольклорные и сказочные сюжеты. Усложнялся и обогащался их муз. язык. Выдвинулись исполнители, сочетавшие талант драматич. актёра, певца и танцовщика. Появление новой плеяды балетмейстеров повысило в М. удельный вес хореографии. Г. Чемпион, М. Кидд, Р. Фосс, Г. Росс создали новый тип драматически насыщенного танца, добились его неразрывного единства с действием. В их пост. развёрнутые хореографич. сцены заняли место, отводившееся ранее вставным танц. номерам. Танец стал одним из важнейших средств раскрытия внутр. мира героев, средством создания определённого настроения, обнажения драматич. коллизий, т. е. стал художественно необходимым. Это особенно ярко проявилось в пост.: Роббинса – "Зовите меня Мадам" Берлина (1950), "Король и я" Роджерса (1951), "Звонят звонки" Стайна (1956), "Вестсайдская история" Бернстайна (1957), "Цыганка" (1959); "Скрипач на крыше" Бока (1964); Фосса – "Игра в пижамы" (1954) и "Проклятые янки" (1955) Эдлера, "Милая Чарити" Коулмена (1966); Хольм – "Моя прекрасная леди" Лоу (1956); Чемпиона – "Прощай, Берди!" Строуза (1960), "Хэлло, Долли!" Хермена (1964); Кидда – "Пареньки и куколки" Лёссера (1951), "Канкан" Портера (1953); Де Милль – "Квамина" (1961).

В кон. 50-х гг. появились произведения в жанре М., отличавшиеся высоким уровнем хореографии, в Великобритании ("Оливер" Барта, балетм. О. Уайт), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР в 1970-е гг. пост. М.: "Моя прекрасная леди" Лоу (Моск. т-р оперетты, балетм. Г. А. Шаховская; Ленингр. т-р муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек), "Как сделать карьеру" Лёссера (балетм. С. П. Кузнецов) и "Мой друг Бенбери" Натчинского (балетм. X. Васмер-Витт) – оба в Ленингр. т-ре муз. комедии, "В ту ночь..." – монтаж мьюзиклов Бернстайна, Роджерса и Хермена (т-р "Эстония", балетм. К. Саареке), "Хэлло, Долли!" Хермена (Свердловский т-р муз. комедии, балетм. С. П. Кузнецов), "Целуй меня, Кэт!" Портера (Театр-студия киноактёра, Москва, балетм. Т. Н. Кудашова; Ленингр. т-р муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек). Пост. также М., созданные сов. композиторами: "Весна в Москве" Богословского (балетм. Д. В. Плоткин), "Нет меня счастливее" Эшпая (балетм. P. A. Цулукидзе), "Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал" Кремера и Николаева (балетм. В. А. Гонсалес) и "Старая комедия" Фельцмана (балетм. Л. Г. Таубэ) – все в Моск. т-ре оперетты; "Свадьба Кречинского" Колкера (балетм. С. П. Кузнецов и Н. В. Пельцер), "Приключения Тома Сойера" Баневича (балетм. Л. Г. Барышев) – все в Ленингр. т-ре муз. комедии; "Легенда в музыке" Вальгре и Раудмяэ (балетм. Э. Суве), "Пеппи Длинный чулок" Винтера и Раудмяэ (балетм. Э. Экстон) – оба в т-ре "Эстония", и др.


Лит.: Волынцев Α., Азбука жанра, "Т", 1967, № 9; Smith С., A quarter century of musical comedy's choreography, в кн.: 25 Years of American dance, N. Y., 1951; Boroff D., Impressions of today's musical comedy dancers, "Dance magazine", 1957, v. 31, № 9; Ewen D., The Story of America's musical theatre, Phil. – N. Y., [1968].


B. M. Паппе.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мьюзикл" в других словарях:

  • МЬЮЗИКЛ — (мюзикл) в кино, вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Новое в мьюзикле по отношению к оперетте, музыкальной комедии и ревю …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Мьюзикл —         (англ. musical) муз. сценический жанр, использующий выразит. средства музыки, драм., хореографич. и оперного иск в. Их сочетание и взаимосвязь придали М. особую динамичность; характерной чертой мн. М. стало решение серьёзных драматургич.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мьюзикл — (англ. musical)         музыкально сценическое произведение, преимущественно комедийного характера, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусств.… …   Большая советская энциклопедия

  • Мьюзикл — Обложка мюзикла «Гейша» Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией)  музыкально сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали… …   Википедия

  • Премия «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль - Кинокомедия/мьюзикл — «Премия „Золотой глобус“ за лучшую мужскую роль  Кинокомедия/мюзикл», как отдельная категория, впервые была вручена Голливудской ассоциацией иностранной прессы в 1951 году. Эта премия, а также «премия за лучшую мужскую роль  Кинодрама» появились… …   Википедия

  • Стармания (мьюзикл) — …   Википедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Соединенных Штатов Америки музыка —         Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Борн, Мэтью — Мэтью Борн англ. Matthew Bourne Дата рождения: 13 января 1960 …   Википедия

  • Оперетта —         (итал. operetta, уменьшит. от opera; букв. маленькая опера).         1) С 17 в. до сер. 19 в. небольшая опера. Смысл термина О. с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определ. жанровый тип (бытовая комедия, пастораль),… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»