- Немирович-Данченко В. И.
- НЕМИРÓВИЧ-ДÁНЧЕНКО Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, Грузия, 25.4.1943, Москва], сов. режиссёр и театральный деятель. Нар. арт. СССР (1936). Совм. с К. С. Станиславским был основателем и руководителем Моск. художественного т-ра (МХТ), реформатором сценич. иск-ва. Внёс большой вклад в иск-во т-ра постановкой выдающихся произв. рус. классич. и сов. драматургии. Важное значение имела деятельность Н.-Д. в области муз. т-ра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию, преобразованную в 1926 в Муз. т-р имени Н.-Д. Стремился к воспитанию синтетич. певца-актёра, в равной мере владеющего иск-вом вокала и театр. действия, а в оперетте также и танцевальной пластикой. В опереттах "Дочь Анго" Лекока (1920), "Перикола" (1922) и "Прекрасная Елена" (1937) Оффенбаха, "Корневильские колокола" Планкета (1932) ставил целью подчинить танцы и "подтанцовки" стилистике постановки и органически включить их в действие. Боролся со штампами и рутиной на муз. сцене, в т. ч. и в области танц. форм. Танцы в муз. спектаклях Н.-Д. ставили В. П. Бурмейстер, В. Лопухов, H. A. Глан и другие. В 1920 Н.-Д. участвовал в постановке "Лебединого озера" в Большом т-ре, помогая балетмейстеру A. A. Горскому добиваться оправданности и логич. последовательности хореографич. действия. В 1939 в Муз. т-р имени Н.-Д. влился балетный коллектив Московского художественного балета под рук. В. В. Кригер (осн. в 1929). Н.-Д. утверждал единую природу актёрского творчества и перевоплощения в образ во всех видах и жанрах муз. т-ра с учётом специфики каждого из них. Сценич. принципы Н.-Д. легли в основу деятельности балетмейстера В. П. Бурмейстера (Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Гос. пр. СССР (1942, 1943).
Соч.: Из прошлого, М., 1938.Лит.: Марков П. Α., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. М., 1960.
В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.