- Новер Ж. Ж.
- HOBÉP (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), франц. артист и балетмейстер. Учился у Ж. Д. Дюпре и Л. Дюпре. В 1743 получил первый ангажемент в парижском т-ре Комической оперы. В 174547 выступал в придворной опере в Берлине, затем в Марселе, в 1750 в Лионе (в 175152 возглавлял балетную труппу как балетмейстер). В 1754 поставил в парижской Комической опере свой первый известный балет "Китайский праздник" (музыка утрачена). В этом и в последующих балетах "Источник юности" (1754) и "Фламандские увеселения" (1755), поставленных там же (музыка неизвестна), Н. придерживался принципа живописности, беря за образец станковые картины, гобелены, изделия из фарфора. В 1755 и 175657 Н. гастролировал в Лондоне по приглашению знаменитого актёра Д. Гаррика. Знакомством с Гарриком Н. объяснял перелом в своих эстетич. взглядах отказ от изобразительности во имя действенности хореографии. Однако суть его реформы, выразившейся в утверждении действенного балета, прежде всего связана с расцветом просветительской мысли в канун Великой франц. революции. В 1757 Н. поставил в Лионе балет "Ревность, или Празднества в серале" (муз. предположительно Ф. Гарнье), в к-ром отчётливо проступили действенные мотивы, наметились драматич. характеры. В знаменитых "Письмах о танце и балетах" Н. изложил свои взгляды на балет как самостоятельный спектакль с крепкой сюжетной интригой, логично и последовательно развитым действием, с героями носителями сильных страстей. Книга вышла в Лионе и Штутгарте (1760) и неоднократно переиздавалась. Лучшим прижизненным изданием считается 4-томное петербургское (180304), включающее ряд балетных сценариев Н.
Преклоняясь перед авторитетами Вольтера, Дидро, Н. насаждал на балетной сцене идеи высокого долга и глубоких чувств. Но он признавал за балетом право нарушать классицистские единства места, времени и действия и осуществлял это в поставленных им спектаклях в интересах главного логики пантомимного действия, подчинённой законам музыки. На почве музыки Н. упорядочил и развил структурные формы академич. балетного танца сольного и ансамблевого.
Всю жизнь стремясь возглавить балетную труппу парижской Оперы, Н. был вынужден из-за консервативности этого т-ра насаждать свою реформу за рубежами Франции. Начало реформы относится к пребыванию Н. в Штутгарте; в 1762 на сцене придворного т-ра он поставил балет "Адмет и Альцеста" Родольфа и Ф. Деллера, затем в 1762 "Ринальдо и Армида", "Психея и Амур", "Смерть Геркулеса" (все на муз. Родольфа). В 1763 создал один из своих прославленных балетов "Медея и Язон" Родольфа. Эти и другие. балеты Н. шли между актами опер Н. Йоммелли гл. композитора штутгартского т-ра, обычно по три балета в одном спектакле и, следовательно, были коротки. Вместе с тем каждый балет, отвечая по смыслу тому или иному акту оперы, являл собой развёрнутое и законченное целое, часто поделённое на неск. эпизодов актов. Содержание определялось преимущественно кругом мифологич. тем, от анакреонтич. басенок в галантном духе до героич. и трагич. историй, часто заимствованных из репертуара совр. драмы и оперы. Н. обращался также к романам, сказкам, восточной экзотике.
В 1767 он заключил контракт с оперным т-ром Вены, где сотрудничал с К. В. Глюком (балеты в операх "Парис и Елена" и "Орфей и Эвридика"). Как представитель венского т-ра Н. работал в Нойштадте и Милане (177071). В Вене сотрудничал также с комп. И. Старцером и Ф. Аспельмайром. На муз. Старцера Н. сочинил балеты "Дон Кихот" (1768), "Роджер и Брадаманта", "Пять султанш" (1772), "Адель де Понтье" и "Оставленная Дидона" (оба 1773), "Горации и Куриации" по трагедии П. Корнеля (1775) и мн. др. На муз. Аспельмайра "Ацис и Галатея", "Отмщенный Агамемнон" (оба 1772), "Ифигения в Тавриде" (1773), "Апеллес и Кампаспа" (1774) и др. В них Н. творчески откликался на зов передовой мысли своего времени.
В преддверии нарождавшейся эстетики сентиментализма Н. были близки идеи Ж. Ж. Руссо: поэтизация естественных чувств и отношений, возвращение человека к природе и т. д. Руссоистские мотивы отозвались в балете "Белтон и Элиза" (композитор неизвестен), пост. в Милане (1771 или 1775). Сюжетная линия этого балета развивалась в пантомиме, насыщенной элементами живой этнографии и быта одной из англ. колоний: в коллизии действия проникали реалистич. тенденции "слёзной драмы".
Значительно повлияли на практику Н. итал. oпepa-buffa и франц. комич. опера, расцветшая во 2-й пол. 18 в. Пользуясь сценариями комич. оперы, он вывел на балетную сцену образы людей из народа, а жанровые особенности её музыки отразились на хореографии. Пантомимное действие балетных комедий, устремляясь к счастливой развязке, заканчивалось праздником дивертисментом танцев. Примером может служить балет "Добродетельная избранница в Саланси" на муз. де Байю (1775, Милан), сочинённый через год после появления одноим. оперы А. Э. М. Гретри. В 1776 Н. получил пост гл. балетмейстера парижской Оперы. Но ему не удалось победить консерватизм труппы и публики. Он возобновил неск. своих балетов: относительный успех имели только "Апеллес и Кампаспа" и "Горации и Куриации". Новыми постановками в 1778 были балетные комедии "Безделушки" и "Аннета и Любен" (музыка неизвестна, в 1779 возобновлён в Лондоне с муз. Фредеричи). Наибольшим успехом пользовались балеты Н. в операх Глюка "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде", "Эхо и Нарцисс" (обе 1779). В 1778 он сочинил "Китайский балет" для оперы Н. Пиччинни "Роланд". В январе 1780 Н. возобновил балет "Медея и Язон", а через год покинул парижскую Оперу. С 1781 Н. периодически работал в Лондоне, гл. обр. возобновлял свои старые балеты. Из новых пост. выделялся балет "Ифигения в Авлиде" на муз. Миллера (1793), вероятно сочинённый под воздействием одноим. оперы Глюка. Последний балет Н. "Шалости любви" на муз. Миллера был показан в Лондонском Королевском т-ре (1794).
Н. вернулся во Францию, где занимался уже только теоретич. трудом. Его балеты ставились посмертно в разных т-рах Европы, затем сошли со сцены. Сохранились названия 80 балетов, 24 балетов в операх, 11 дивертисментов. Метод Н.-хореографа был продолжен его непосредственными наследниками Ж. Добервалем, Ш. Дидло, С. Вигано. Гл. творческий критерий Н. требование взаимосвязи и взаимодействия слагаемых балетного спектакля сохраняет силу и сегодня. Н. открыл доступ в балет серьёзному драматич. содержанию и установил более гибкие, сравнительно с предшественниками, законы сценич. действия. В его балетах пантомима выросла в пластич. кантилену движений, позировок и групп, свободно и гибко располагающихся под музыку. Отсюда возникал действенный танец кульминация страстей. Н. упорядочил жанры как танца, так и целого спектакля. Он добавил к существовавшим малым формам балетного спектакля развёрнутую форму многоактного балета. Ценность теоретич. работ Н. в том, что он внёс в частную область балетной эстетики достижения эстетич. мысли своего времени. Ход истории присвоил Н. почётный титул отца современного балета.
Соч.: Письма о танце, пер. с франц., вступ. статья И. И. Соллертинского, в кн.: Классики хореографии, Л.М., 1937. с. 1777; Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], вступ. ст. Ю. И. Слонимского, Л.М., 1965.Лит.: Lynham D., The chevalier Noverre, L. N. Y., 1950; Winter M. H., The pre-romantic ballet, L., 1974; Guest I., Le ballet de l'Opera de Paris, P., 1976, p. 4155.
B. M. Красовская.
Ж. Ж. Новер
Ж. Ж. Новер
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.