Новер Ж. Ж.

Новер Ж. Ж.
HOBÉP (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, – 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), франц. артист и балетмейстер. Учился у Ж. Д. Дюпре и Л. Дюпре. В 1743 получил первый ангажемент в парижском т-ре Комической оперы. В 1745–47 выступал в придворной опере в Берлине, затем в Марселе, в 1750 – в Лионе (в 1751–52 возглавлял балетную труппу как балетмейстер). В 1754 поставил в парижской Комической опере свой первый известный балет "Китайский праздник" (музыка утрачена). В этом и в последующих балетах – "Источник юности" (1754) и "Фламандские увеселения" (1755), поставленных там же (музыка неизвестна), Н. придерживался принципа живописности, беря за образец станковые картины, гобелены, изделия из фарфора. В 1755 и 1756–57 Н. гастролировал в Лондоне по приглашению знаменитого актёра Д. Гаррика. Знакомством с Гарриком Н. объяснял перелом в своих эстетич. взглядах – отказ от изобразительности во имя действенности хореографии. Однако суть его реформы, выразившейся в утверждении действенного балета, прежде всего связана с расцветом просветительской мысли в канун Великой франц. революции. В 1757 Н. поставил в Лионе балет "Ревность, или Празднества в серале" (муз. предположительно Ф. Гарнье), в к-ром отчётливо проступили действенные мотивы, наметились драматич. характеры. В знаменитых "Письмах о танце и балетах" Н. изложил свои взгляды на балет как самостоятельный спектакль с крепкой сюжетной интригой, логично и последовательно развитым действием, с героями – носителями сильных страстей. Книга вышла в Лионе и Штутгарте (1760) и неоднократно переиздавалась. Лучшим прижизненным изданием считается 4-томное петербургское (1803–04), включающее ряд балетных сценариев Н.

Преклоняясь перед авторитетами Вольтера, Дидро, Н. насаждал на балетной сцене идеи высокого долга и глубоких чувств. Но он признавал за балетом право нарушать классицистские единства места, времени и действия и осуществлял это в поставленных им спектаклях в интересах главного – логики пантомимного действия, подчинённой законам музыки. На почве музыки Н. упорядочил и развил структурные формы академич. балетного танца – сольного и ансамблевого.

Всю жизнь стремясь возглавить балетную труппу парижской Оперы, Н. был вынужден из-за консервативности этого т-ра насаждать свою реформу за рубежами Франции. Начало реформы относится к пребыванию Н. в Штутгарте; в 1762 на сцене придворного т-ра он поставил балет "Адмет и Альцеста" Родольфа и Ф. Деллера, затем в 1762 – "Ринальдо и Армида", "Психея и Амур", "Смерть Геркулеса" (все на муз. Родольфа). В 1763 создал один из своих прославленных балетов – "Медея и Язон" Родольфа. Эти и другие. балеты Н. шли между актами опер Н. Йоммелли – гл. композитора штутгартского т-ра, обычно по три балета в одном спектакле и, следовательно, были коротки. Вместе с тем каждый балет, отвечая по смыслу тому или иному акту оперы, являл собой развёрнутое и законченное целое, часто поделённое на неск. эпизодов – актов. Содержание определялось преимущественно кругом мифологич. тем, от анакреонтич. басенок в галантном духе до героич. и трагич. историй, часто заимствованных из репертуара совр. драмы и оперы. Н. обращался также к романам, сказкам, восточной экзотике.

В 1767 он заключил контракт с оперным т-ром Вены, где сотрудничал с К. В. Глюком (балеты в операх "Парис и Елена" и "Орфей и Эвридика"). Как представитель венского т-ра Н. работал в Нойштадте и Милане (1770–71). В Вене сотрудничал также с комп. И. Старцером и Ф. Аспельмайром. На муз. Старцера Н. сочинил балеты "Дон Кихот" (1768), "Роджер и Брадаманта", "Пять султанш" (1772), "Адель де Понтье" и "Оставленная Дидона" (оба – 1773), "Горации и Куриации" – по трагедии П. Корнеля (1775) и мн. др. На муз. Аспельмайра – "Ацис и Галатея", "Отмщенный Агамемнон" (оба – 1772), "Ифигения в Тавриде" (1773), "Апеллес и Кампаспа" (1774) и др. В них Н. творчески откликался на зов передовой мысли своего времени.

В преддверии нарождавшейся эстетики сентиментализма Н. были близки идеи Ж. Ж. Руссо: поэтизация естественных чувств и отношений, возвращение человека к природе и т. д. Руссоистские мотивы отозвались в балете "Белтон и Элиза" (композитор неизвестен), пост. в Милане (1771 или 1775). Сюжетная линия этого балета развивалась в пантомиме, насыщенной элементами живой этнографии и быта одной из англ. колоний: в коллизии действия проникали реалистич. тенденции "слёзной драмы".

Значительно повлияли на практику Н. итал. oпepa-buffa и франц. комич. опера, расцветшая во 2-й пол. 18 в. Пользуясь сценариями комич. оперы, он вывел на балетную сцену образы людей из народа, а жанровые особенности её музыки отразились на хореографии. Пантомимное действие балетных комедий, устремляясь к счастливой развязке, заканчивалось праздником – дивертисментом танцев. Примером может служить балет "Добродетельная избранница в Саланси" на муз. де Байю (1775, Милан), сочинённый через год после появления одноим. оперы А. Э. М. Гретри. В 1776 Н. получил пост гл. балетмейстера парижской Оперы. Но ему не удалось победить консерватизм труппы и публики. Он возобновил неск. своих балетов: относительный успех имели только "Апеллес и Кампаспа" и "Горации и Куриации". Новыми постановками в 1778 были балетные комедии "Безделушки" и "Аннета и Любен" (музыка неизвестна, в 1779 возобновлён в Лондоне с муз. Фредеричи). Наибольшим успехом пользовались балеты Н. в операх Глюка "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде", "Эхо и Нарцисс" (обе – 1779). В 1778 он сочинил "Китайский балет" для оперы Н. Пиччинни "Роланд". В январе 1780 Н. возобновил балет "Медея и Язон", а через год покинул парижскую Оперу. С 1781 Н. периодически работал в Лондоне, гл. обр. возобновлял свои старые балеты. Из новых пост. выделялся балет "Ифигения в Авлиде" на муз. Миллера (1793), вероятно сочинённый под воздействием одноим. оперы Глюка. Последний балет Н. "Шалости любви" на муз. Миллера был показан в Лондонском Королевском т-ре (1794).

Н. вернулся во Францию, где занимался уже только теоретич. трудом. Его балеты ставились посмертно в разных т-рах Европы, затем сошли со сцены. Сохранились названия 80 балетов, 24 балетов в операх, 11 дивертисментов. Метод Н.-хореографа был продолжен его непосредственными наследниками – Ж. Добервалем, Ш. Дидло, С. Вигано. Гл. творческий критерий Н. – требование взаимосвязи и взаимодействия слагаемых балетного спектакля сохраняет силу и сегодня. Н. открыл доступ в балет серьёзному драматич. содержанию и установил более гибкие, сравнительно с предшественниками, законы сценич. действия. В его балетах пантомима выросла в пластич. кантилену движений, позировок и групп, свободно и гибко располагающихся под музыку. Отсюда возникал действенный танец – кульминация страстей. Н. упорядочил жанры как танца, так и целого спектакля. Он добавил к существовавшим малым формам балетного спектакля развёрнутую форму многоактного балета. Ценность теоретич. работ Н. в том, что он внёс в частную область балетной эстетики достижения эстетич. мысли своего времени. Ход истории присвоил Н. почётный титул отца современного балета.


Соч.: Письма о танце, пер. с франц., вступ. статья И. И. Соллертинского, в кн.: Классики хореографии, Л.–М., 1937. с. 17–77; Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], вступ. ст. Ю. И. Слонимского, Л.–М., 1965.

Лит.: Lynham D., The chevalier Noverre, L. – N. Y., 1950; Winter M. H., The pre-romantic ballet, L., 1974; Guest I., Le ballet de l'Opera de Paris, P., 1976, p. 41–55.


B. M. Красовская.


Ж. Ж. Новер


Ж. Ж. Новер


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Новер Ж. Ж." в других словарях:

  • Новер — (Noverre)         Жан Жорж (29.4.1727, Париж, 19.10.1810, Сен Жермен ан Ле), французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755 57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри Лейн» в Лондоне. В… …   Большая советская энциклопедия

  • НОВЕР (Noverre) Жан Жорж — (1727 1810) французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически выразительных пластических образах,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Новер Жан Жорж — Новер (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, ‒ 19.10.1810, Сен Жермен ан Ле), французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755‒57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри Лейн» в Лондоне. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Новер, Жан Жорж — Жан Жорж Новерр Jean Georges Noverre …   Википедия

  • Новер Жан Жорж — (Noverre) (1727 1810), французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Поставил свыше 80 балетов. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически …   Энциклопедический словарь

  • Новер — (Якоб Nover, род. в 1845 г.) немецкий филолог. Главные его труды: Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen (1880); Nordgermanische Gö tter und Heldensagen (1884, 3 е изд. в 1901 г.); Bilder von Niederrhein (1882); V ater Rhein in Sage und …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Новер Ж. Ж. —         (Noverre) Жан Жорж (29 IV 1727, Париж 19 X 1810, Сен Жермен ан Ле) франц. балетмейстер. Ученик Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. Первые поставленные Н. балеты Китайский праздник и Источник юности (1754), Фламандские увеселения… …   Музыкальная энциклопедия

  • Новер Ж. Ж. — НОВÉР (Noverre) Жан Жорж (1727–1810), франц. балетмейстер, реформатор и теоретик хореогр. иск ва. В спектаклях Н. содержание раскрывалось в драматически выразительных пластич. образах. Сделал балет самостоят. видом сценич. иск ва …   Биографический словарь

  • Новер Якоб — (Nover, род. в 1845 г.) нем. филолог. Главные его труды: Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen (1880); Nordgermanische Götter und Heldensagen (1884, 3 е изд. в 1901 г.); Bilder von Niederrhein (1882); Vater Rhein in Sage und Dichtung… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»