Ноо

Ноо
НОО, но, один из видов классич. япон. т-ра. Сложился в 14–15 вв. как т-р военно-феодальной знати. Представляет собой муз.-танц. драму, исполняемую актёрами-мужчинами, к-рые говорят, поют и танцуют, не прибегая к мимике. Представление сопровождается оркестром (три барабана разных размеров и флейта) и мужским хором (8 певцов располагаются прямо на сцене). Гл. действующие лица выступают в масках. Костюмы и парики лишены бытовой конкретности, обувь на сцене не допускается, все персонажи выступают в белых матерчатых носках (таби). Одно из осн. выразит. средств – танец (маи). Словом маи в т-ре Н. обозначается любое движение актёра на сцене. Сцена представляет собой небольшую квадратную площадку с крышей, слева от неё – помост (хасигакари – дорога цветов), ведущий за кулисы. Занавеса нет, действие всегда происходит на фоне задника, изображающего стилизованную зелёную сосну на золотом фоне. Большинство драм Н. основано на историч. и религиозных преданиях, сказаниях и легендах. В них много символики и мистики. Вся пластика, принятая исполнителями ещё в период формирования т-ра Н., постепенно канони- зировалась и приобрела отвлечённо- стилизованную форму: статич. фигуры, пластич. движения и танец, к-рый по существу состоит из ряда поз. Эти позы (их немного) образуют сочетания, позволяющие выразить любое чувство или ситуацию, возникшую по ходу действия. Танцы Н. делятся на чисто символические (исполняются под инструментальную музыку) и несколько более реалистические (сопровождаются пением). Однако строгого разграничения между ними нет.

Символич. танцы могут исполняться в замедленном темпе (с грациозной пластикой) или быстро (с неожиданной сменой ритмов). Среди них – танцы богов и отшельников, воинов и духов; танцы фантастич. львов, скачущих цветов, фантастич. обезьян, опьяневших от вина; комич. танцы с барабанчиками – лёгкие, изящные и другие.матически напряжённые, как, напр., в пьесе "Додзедзи". Танец всегда соответствует настроению героя и характеризует его внутреннее состояние. Танц. части, входящие в сценки реалистич. характера, представляют собой стилизацию обычных движений. Существуют установленные формы, в соответствии с к-рыми актёры т-ра Н. ходят, стоят, сидят и принимают позы с веером вне зависимости от того, в каком темпе идёт действие. Основное требование – сохранение строго вертикального положения корпуса. Движение ног – медленное, плавное скольжение, причём подошвы почти не отрываются от полированных досок пола сцены. На этой основе строятся разл. вариации движений, составляющие танц. технику Н. Исполнители, в совершенстве овладевшие этой техникой, не кажутся связанными ею, они движутся по сцене свободно, в соответствии с требованиями роли. Распространённым элементом танц. техники Н. также является постукивание подошвой о пол сцены (под сценой для громкости устанавливаются резонаторы), заимствованное из древних земледельч. обрядовых плясок, где оно обозначало усмирение злых подземных сил. Традиции т-ра Н. предполагают максимальный сценич. эффект при минимуме движений. Сдержанность и простота – основа стилизованного жеста. Напр., если актёр изображает человека в глубоком горе, он просто медленно поднимает руку, словно прикрывая ладонью глаза. Чтобы изобразить радость – поднимает вверх закрытое маской лицо. Один шаг назад может означать негодование, удивление или радость в зависимости от обстоятельств. Большое значение придаётся полутонам. Иногда исполнитель лишь намечает движение, в остальном полагаясь на воображение зрителя.

Танц. миниатюры – симаи, сопровождаемые пением хора, часто исполняются между пьесами или отдельными частями пьесы, вне связи с сюжетом. В этих случаях танцовщик выступает без маски с открытым веером или палочкой в руке, одетый в тот же костюм, что хористы и музыканты (в кимоно с фамильными гербами и широкие шаровары – хакама).

По мере развития Н. образовалось пять школ: Кандзэ, Хосё, Кампару, Конго и Кита. Однако различия в творческом направлении этих школ не затрагивают основ танц. иск-ва Н. Только изощрённый зритель может различить особенности каждой из них.

Хореография Н. широко заимствуется др. видами традиционного япон. т-ра: кабуки, бунраку, симпа, синкокугэки.


Лит.: Конрад Н. И., Театр "Но", в сб.: О театре, Л., 1926; Глускина А. Е., Об истоках театра "Но", в сб.: Театр и другие.матургия Японии, М., 1965; Танака Макото, Ногаку-но кансё (Критика театра Но), Токио, 1949; Toki Zemmaro, Japanese No play, Tokyo, 1954.


Л. Д. Гришелёва.


Ноо. Кандзэ Хисао - Бог грома ("Камо")
Ноо. Небесная дева - Канадзе Мотомаса ("Хагоромо")


Ноо. Кандзэ Хисао - Бог грома ("Камо")


Ноо. Небесная дева - Канадзе Мотомаса ("Хагоромо")


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Ноо" в других словарях:

  • НОО НП — негосударственная образовательная организация некоммерческое партнёрство НОО НП «Смольный Университет» образование и наука …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • НОО — (но ногаку), один из жанров традиционного театра Японии. Вначале был народным, к 14 15 вв. стал театром феодальной знати. Включает музыку, танец, драму. Декорации условны, грим отсутствует, главные персонажи носят маски, костюм лишен бытовой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ноо — сущ., кол во синонимов: 3 • жанр (41) • но (9) • театр (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • НОО — начоперод начоперот НОО начальник оперативного отдела ВЧК, 1918 нач. 1920 х истор. НОО Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. НОО… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • НОО — Низкая опорная орбита (НОО)  орбита космического аппарата около Земли. В общем случае считается, что космический аппарат находится на опорной орбите, если он движется с первой космической скоростью, которая для планеты Земля порядка 8 км/с, и… …   Википедия

  • ноо — (но, ногаку), один из жанров традиционного театра Японии. Вначале был народным, к XIV XV вв. стал театром феодальной знати. Включает музыку, танец, драму. Декорации условны, грим отсутствует, главные персонажи носят маски, костюм лишён бытовой… …   Энциклопедический словарь

  • НОО РТИ — Новосибирское областное отделение Российской транспортной инспекции РФ, транспорт …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • НОО МАБНН — Новосибирское областное отделение Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом организация …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Ноо —         но, ногаку, один из жанров японского традиционного театра. Первоначально вид народного японского театра. Затем профессионализировался. В 14 15 вв. сложился как театр для феодальной знати и военной аристократии. Представление Н. включает… …   Большая советская энциклопедия

  • Ноо — Представление театра но в святилище Ицукусима, Миядзима, Хиросима Но (яп. 能, но:, «талант, мастерство») жанр японского традиционного драматического искусства, вид театрального музыкального представления. Содержание 1 И …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»