- Баланчин Д.
- БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [р. 9(22).1.1904, Петербург], амер. балетмейстер. По национальности грузин. Брат комн. A. M. Баланчивадзе. В 191421 учился в Петроградском театр. уч-ще (педагоги П. А. Гердт, С. К. Андрианов), в 19201923 в Петрогр. консерватории. В 192124 артист Академич. т-ра оперы и балета. В 192224 принимал участие в вечерах "Молодого балета", ставил концертные номера, ганцы в онере "Золотой петушок" Римского-Корсакова, в драматич. спектакле "Эуген несчастный" Толлера (оба 1923), и др. В 1924 гастролировал в Германии. В 192529 балетмейстер труппы С. П. Дягилева (пост. "Песнь соловья" Стравинского и "Барабау" Риети, оба 1925; "Кошка" Соге, 1927, "Аполлон Мусагет", 1928; "Бал" Риети и "Блудный сын", оба 1929). В 193233 балетмейстер труппы "Балле рюс де Монте-Карло" (пост. "Мещанин во дворянстве" на муз. Р. Штрауса, "Конкуренция" Орика, "Котильон" Шабрие и другие.). В 1933 организовал труппу "Балле 1933" (пост. "Семь смертных грехов мещанина" Вейля, "Моцартиану" на муз. 4-й сюиты Чайковского). С 1933 начал работать в США, где организовал Школу американского балета (1934) и на её базе в 1935 труппу "Американ балле" (в дальнейшем неск. раз меняла назв., с 1948 "Нью-Йорк сити балле"). Мн. балеты (ок. 150) поставлены им для этой труппы. В европ. труппах (до 1934) ставил драматич., комедийные, фарсовые балеты, основанные, как правило, на несложном сюжете, где действие раскрывалось средствами танца и пантомимы; стиль спектакля во многом определялся декоративным оформлением, к-рому хореограф подчинял замысел. В балете "Аполлон Мусагет" Б. ввёл как осн. выразительное средство, раскрывающее музыку Стравинского, обновлённый и обогащённый классич. танец. После 1934 это направление в творчестве Б. получило наибольшее развитие. Балеты обычно создаются им на музыку, не предназначенную для танца (сюиты, концерты, симфонии и другие.>.), в них сюжет часто отсутствует, содержание раскрывается в развитии музыкально- хореографич. образов: "Серенада" (1934); "Кончерто барокко" на муз. Баха (1940) и "Балле эмпериаль" на муз. Чайковского (1941), "Симфония до мажор" на муз. Бизе (1947), "Третья сюита Чайковского" (1970) и др. К форме бессюжетною балета Б. обращается также, когда ищет в спектакле нац. или бытовую конкретность (образ Америки ковбоев в "Симфонии Дальнего Запада" на муз. Кея, 1954, облик амер. города 30-х гг. в "Не всё ли равно" на муз. Дж. Гершвина, 1970, и др.). В основе работ Б. выразительность танц. образа, рождённого образом музыкальным. В 192572 Б. пост. 27 балетов Стравинского, в т.ч. "Поцелуй феи", "Игра в карты" (оба 1937), "Концертные ганцы" (1944), "Орфей" (1948), "Жар-птица" (1949), "Агон" (1957); "Пульчинелла" (совм. с Дж. Роббинсом, 1972), а также спектакли, в к-рых использовалась музыка этою композитора, не предназначенная для танца (особенно произв., относящиеся к периоду "неоклассицизма" 192330-х гг., "Каприччио", вошедшее в балет "Драгоценности", под назв. "Рубины", 1967, "Концерт для скрипки", 1972). Музыка Стравинского помогает хореографу конструировать танц. формы, опирающиеся на классич. образцы и вместе с тем принципиально от них отличающиеся. Б. иногда создаёт новые редакции балетов прошлого или отдельных сцен из них ("Щелкунчик", 1954, одноактный вариант "Лебединого озера", 1951, танцы из "Арлекинады", 1952, и "Раймонды", 1955, "Коппелия", 1974). Большинство балетов, поставленных Б., одноактные, но он поставил также двухактный "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1962) и трёхактный "Дон Кихот" Набокова (1965).
Иск-во Б. способствовало формированию нового направления в хореографии и имеет своих последователей среди балетмейстеров: У. Доллар, Дж. Тарас, Т. Болендер, Дж. Роббинс. Большинство артистов труппы "Нью-Йорк сити балле" его ученики. В 3040-е гг. Б. ставил балетные сцены в мьюзиклах и опереттах, выступал как постановщик оперных спектаклей: "Карьера моча" Стравинского ("Метрополитен-опера", 1953), "Евгений Онегин" Чайковского и "Руслан и Людмила" Глинки (Гамбург, 1962 и 1969). В 1962 и 1972 вместе с труппой приезжал в СССР.
Соч.: Рассказывает Д. Баланчин, "СМ", 1963, №1, с. 4042; О билете и о себе, "Литературная Грузия", 1963. №1, с. 9395; Balanchine's New complete Stories of the Great Ballets, N. Y., 1968 (совм. с F. Mason).Лит.: Гришина Е., Фестиваль Стравинского, "Τ", 1973, №6, с. 14244; Taper В., Balanchinc, Ν.Υ., 1963; Koegler H., Balanchine und das moderne Ballet [Velber bei Hannover, 1964]; "Dance magazine", 1972, June, pp. 4358. Смотри также библиографию при ст. "Нью-Йорк сити балле".
Е. Я. Суриц.
"Блудный сын". Балетм. Дж. Баланчин
"Симфония в трех движениях" на муз. И. Стравинского. Балетм. Дж. Баланчин
"Блудный сын". Балетм. Дж. Баланчин
"Симфония в трех движениях" на муз. И. Стравинского. Балетм. Дж. Баланчин
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.