- Пантомима
- ПАНТОМИ́МА (от греч. pantómimos актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. всё воспроизводящий подражанием), 1) Вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средство создания художеств. образа пластич. выразительность человеч. тела (поза, жест, мимика). Большое место П. занимала в театр. и танц. представлениях Др. Греции и другие. Рима, в Сравни века к П. обращались бродячие актёры, в сер. 16 в. её вводили в итал. комедию дель арте; в т-ре народов Востока она сохраняется и в 20 в. П. один из жанров совр. эстрады и цирка.
2) В балете особое средство создания хореографич. образа (см. Образ хорео- графический), соотнесённое с танцем. Танец и П. нередко уподобляются соотношению арии и речитатива в опере. В танце преобладает выразит. начало, в П. изобразительное; танец имеет более обобщённый характер, П. более конкретный; танец чётко ритмизирован и основан на повторности пластич. мотивов, П. ритмически и пластически более свободна и разнородна; движения в танце более слитны и непрерывны, в П. более раздельны и разрознены. П. роднит балет с драматич. т-ром, танец отличает от него. В балетах 1819 вв. П. чаще служила для выражения действия, танец состояния. Пантомимные эпизоды были обособлены от танцевальных, в них широко применялись условные жесты. Балетм. Ж. Ж. Новер, а впоследствии и М. М. Фокин стремились к стиранию резких граней между танцем и П., к объединению их выразит. возможностей.
В сов. балете П. имеет большое драматургич. значение. Однако гл. выразит. средством в нём является не П., а танец. Роль П. вспомогательная, дополнительная, конкрети- зирующая. Значение П. иногда переоценивалось, балетмейстеры стремились к односторонней драматизации в ущерб богатству танцевальной выразительности. Тип спектакля, в котором П. преобладала и несла главную действенную функцию, а танец имел преим. дивертисментный и развлекат. характер, на определённом этапе стал тормозом в развитии балетного т-ра. Эти недостатки были преодолены в пост. Ю. Н. Григоровича, И. Д. Бельского, О. М. Виноградова, H. H. Боярчикова и другие. балетмейстеров, где найдено верное, специфич. для балета соотношение танца и П. Последняя может играть в балете роль самостоят. эпизода или её элементы могут быть включены в танец, но гл. значение в балетном спектакле имеет танц. выражение действия. Резкой грани между танцем и П., однако, не существует, возможны переходные явления. В этих случаях говорят о танцевальной П. или о пантомимном танце (сцена обручения в "Ромео и Джульетте", балетм. Л. М. Лавровский). Яркие образцы П. содержатся в спектаклях Григоровича "Иван Грозный" на муз. Прокофьева и "Ангара" Эшпая, где она дополняет танц. действие.
Лит.: Новерр Ж.-Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л.М., 1965; Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л.М., 1962; Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, М., [1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.