- Петипа М. И.
- ПЕТИПÁ Мариус Иванович [27.2 (11.3).1818, Марсель, 1(14).7.1910, Гурзуф], рус. артист, балетмейстер. По нац. француз. Учился у отца Жана Антуана П. и О. Вестриса. В 183846 выступал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д’Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и другие. В 185587 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1847 перенёс на сцену петерб. Большого т-ра балет "Пахита", в 1858 поставил одноактный балет "Брак во времена регентства" Пуньи. С 1862 штатный балетмейстер, а в 18691903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов. В многоактных балетах "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871, Петербург), "Баядерка" (1877) и др. П. постепенно создал свод правил балетного академизма. Эти постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографич. ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий: архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств складывалась в принципах муз. образности. В спектаклях П. формы дивертисментной сюиты выполняли существенную роль. В балетах с благополучной развязкой такая сюита венчала танц.-драматич. действие, в балетах-трагедиях предшествовала развязке. Внутри спектаклей П. строил развёрнутые хореографич. сцены.
В этих сценах формировались пути развития симфонич. танца, сначала поставленного на музыку, далёкую от симфонизма (сцена теней в "Баядерке"). Здесь же разрабатывались формы хореографич. миниатюры ("Оживлённый сад" на муз. Делиба в "Корсаре"). Среди одноактных балетов П. выделялись "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона к комедии Шекспира (1876), "Испытание Дамиса" и "Времена года" (1900). Вершиной и итогом творчества П. явилось сотрудничество с великими рус. композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым. Опыты симфонизации балетного танца получили прочную основу в партитурах "Спящей красавицы" (1890) и "Раймонды" (1898). В "Спящей красавице" муз.-хореографич. кульминации четыре адажио каждого акта дали непревзойдённые примеры поэтически обобщённой образности танца. В "Раймонде" на материале трёх характерно-классич. муз. сюит была новаторски разрешена проблема взаимодействия классич. и характерного танца. Шедевром рус. хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида. Лучшие балеты П. ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 в. Творческая деятельность П. в России продолжалась более полувека и представлена след. его работами (помимо указанных в статье).
Постановки в петербургском Большом и Мариинском театрах, а также в других театрах: "Лида, или Швейцарская молочница" Гировеца (1849, совм. с Ж. Перро), "Звезда Гренады" Пуньи (1855, Михайловский т-р, Петербург), "Роза, фиалка и бабочка" Ольденбургского (1857, Царское Село), "Венецианский карнавал" Пуньи на тему Паганини (Гран па-де-де, 1859); "Парижский рынок" (1859), "Голубая георгина" (1860), "Терпсихора" (1861, Царское Село), "Ливанская красавица, или Горный дух" (1863), "Путешествующая танцовщица" (1865), "Флорида" (1866), "Титания" (1866, Дворец княгини Елены Павловны, Петербург), "Амур-благодетель" (1868, Школьный т-р, Петербург) и "Рабыня" (1868, Царское Село) все Пуньи; "Трильби" Гербера (1870, Большой т-р, Москва), "Две звезды" Пуньи (1871); "Камарго" (1872), "Бандиты" (1875), "Приключения Пелея" (1876), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Дочь снегов" (1879), "Млада" (1879), "Зорайя, мавританка в Испании" (1881), "Ночь и день" (1883, Большой т-р, Москва) все Минкуса; "Кипрская статуя" ("Пигмалион") Трубецкого (1883), "Волшебные пилюли" (1886) и "Жертвы Амуру, или Радость любви" (1886, Петергоф) оба Минкуса; "Приказ короля" Визентини (1886), "Гарлемский тюльпан" Фитингоф-Шеля (1887, совм. с Л. И. Ивановым), "Весталка" М. Иванова (1888), "Талисман" Дриго (1889); "Капризы бабочки" (1889) и "Ненюфар" (1890) оба Кроткова; "Калькабрино" Минкуса (1891), "Волшебная сказка" Рихтера (1891, Школьный т-р, Петербург), "Золушка" Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чеккетти и Ивановым), "Пробуждение Флоры" Дриго (1894, Петергоф), "Лебединое озеро" (1895, совм. с Ивановым); "Привал кавалерии" Армсгеймера (1896), "Жемчужина" Дриго (1896, Большой т-р, Москва), "Синяя борода" Шенка (1896), "Фетида и Пелей" на муз. Минкуса и Делиба (1897, Петергоф); "Арлекинада" Дриго (1900), "Ученики Дюпре" на муз. Визентини, Делиба и другие. композиторов (1900), "Сердце маркизы" на муз. Гиро (1902) все в Эрмитажном т-ре, Петербург; "Волшебное зеркало" Корещенко (1903), "Роман бутона розы" Дриго (премьера не состоялась).
Новые редакции: "Сатанилла, или Любовь и ад" Н. Ребера и Ф. Бенуа (1848, совм. с Жаном Антуаном П.), "Корсар" (1863) оба по Ж. Мазилье; "Фауст" Паниццы и Пуньи (1867), "Катарина, дочь разбойника" (1870) и "Наяда и рыбак" Пуньи (1874) все по Ж. Перро, "Бабочка" Минкуса (1874, по М. Тальони), "Фризак цирюльник, или Двойная свадьба" на муз. Ж. Снеля в оркестровке Минкуса (1879, по Ж. А. Петипа), "Дева Дуная" Адана (1880, по Ф. Тальони), "Маркитантка" Пуньи (1881), "Пакеретта" Бенуа, Пуньи и Минкуса (1882) оба по А. Сен-Леону, "Жизель" (1884, по Ж. Коралли и Перро), "Коппелия" (1884, по Сен-Леону), "Своенравная жена" Адана и Минкуса (1885, по Мазилье), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1885, совм. с Ивановым, по Ж. Добервалю), "Эсмеральда" (1886, по Перро); "Фиаметта" Минкуса (1887, совм. с Ивановым, по Сен-Леону), "Сильфида" (1892, по Ф. Тальони), "Конёк-Горбунок, или Царь-девица" (1895, по Сен-Леону).
Танцы в операх: "Страделла" Флотова (1849, Большой т-р, Москва), "Русалка" Даргомыжского (1856, совм. с Н. Гольцем, Театр-цирк, Петербург), "Марта" Флотова (дивертисмент на муз. Пуньи, 1859), "Орфей" Глюка (1868), "Гамлет" Тома (1872), "Тангейзер" Вагнера (1874), "Демон" Рубинштейна (1875), "Аида" Верди (1875), "Гуарани" Гомиса (1879), "Царица Савская" Гольдмарка (1880), "Мефистофель" Бойто (1881), "Король Лахорский" Массне (1881); "Роберт-Дьявол" Мейербера, "Кармен" Бизе, "Фауст" Гуно, "Гугеноты" Мейербера (все 1882), "Джоконда" Понкьелли, "Кавказский пленник" Кюи, "Северная звезда" Мейербера, "Ричард III" Сальвейра, "Филемон и Бавкида" Гуно (все 1883); "Лалла Рук" Давида, "Нерон" Рубинштейна, "Альдона" Понкьелли, "Рогнеда" А. Н. Серова, "Лакме" Делиба (все 1884), "Манон" Массне (1885), "Тамарз" Фитингоф-Шеля (1886), "Руслан и Людмила" Глинки (1886), "Фенелла" Обера (1887), "Пиковая дама" Чайковского (1890), "Иоанн Лейденский" Мейербера (1891), "Дубровский" Направника (1895), "Гензель и Гретель" Хумпердинка (1897), "Фра-Дьяволо" Обера (1897), "Дон-Жуан" Моцарта (1898), "Фераморс" Рубинштейна (1898).
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.Лит.: Плещеев Α., М. И. Петипа. (18471907)..., СПБ, 1907; Лешков Д., Мариус Петипа. (18221910). К столетию его рождения, П., 1922; Слонимский Ю., Мастера балета, Л.М., 1937; его же, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.М., 1963.
В. М. Красовская.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.