- Пластика
- ПЛÁСТИКА (от греч. plastikē ваяние, скульптура). 1) В широком смысле объёмная выразительность человеч. тела вообще (проявляющаяся в статике и в динамике). Возникает в результате индивидуально- характерных особенностей фигуры, походки, манеры держать себя, движений и жестов человека, приобретающих в конкретном жизненном контексте эмоционально-смысловое значение. Используется для создания художеств. образов в разл. видах изобразит. и зрелищных иск-в. Так, скульптуру нередко называют иск-вом П., говорят о пластичности живописных образов и т. п. Широкое применение П. находит во всех зрелищных иск-вах, в т. ч. в хореографии. Пластичный актёр (танцовщик) гибкий, хорошо, свободно двигающийся, выразит. в движениях, способный передавать внутр. состояние героя в тончайших изменениях внешнего облика. Пластическое решение спектакля включает все средства хореографии (танца и пантомимы).
2) В более узком толковании термина в балетном иск-ве особые выразит. средства, отличные от танца и пантомимы. П. (нередко её называют "свободной П.") здесь характеризуется свободным движением, не подчинённым законам классич. танца, использованием и совмещением танц. и жизненных положений тела танцовщика. Отдельное, целостное по смыслу движение принято наз. пластич. мотивом. Хореографич. претворение реальных движений роднит П. с пантомимой, но в отличие от неё П. является более чётко ритмизированной и содержит повторность мотивов. Этим П. близка танцу, но ей не свойственны его канонич. принципы. П. в балете нередко использовали М. М. Фокин, Л. В. Якобсон и другие. На П. основано иск-во А. Дункан. П. иногда используется как средство стилизации, а также в танце модерн.
Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л.М., 1962; Карп П., О балете, М., 1967; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, М., [1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Ванслов В. В., Статьи о балете, Л., 1980.В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.