Польский балет


Польский балет
ПÓЛЬСКИЙ БАЛÉТ. Нар. танцы у поляков зародились в далёкой древности (5–7 вв.). Музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых языческих обрядов (весенние хороводы, свадебные танцы, праздники урожая и другие.>.). В средние века в Польше танц. сценки входили во мн. нар. игрища, а в 16 в. в интермедии, к-рые ставились при дворе в Кракове. С танц. фольклором связаны польские нар. танцы – полонез, мазур, оберек, краковяк. Сценич. танец в Польше начал формироваться в 1-й пол. 17 в. Первый балетный спектакль "Освобождение Руджера с острова Альцыны" был показан в 1628 в королевском дворце в Варшаве. В 1643 там же был открыт т-р, в к-ром, кроме итал. и франц. опер, шли спектакли: "Балет Королевы" (1654), "Балет во время коронации короля Яна III" (1676). Постановщиками и исполнителями были итал. и франц. артисты, но танцевали в них и польские придворные. Иностранное влияние долгое время тормозило развитие П. б. В 18 в. аристократы обзаводились балетными труппами из дворцовой челяди. Танцу обучали французы, среди них был Ф. Леду, к-рый основал в 1728 балетную школу (при дворе графа А. Тызенхауза). Ученики (из крестьян) образовали первую польскую труппу, существовавшую в 1785–94 при дворе Станислава Августа Понятовского. Леду и австриец Д. Курц пост. с этой труппой балеты Ж. Ж. Новера и первый нац. балет "Ванда – королева Польши" (1788). Ученики Леду выступали в оперно-драматич. "Т-ре Народовы" (открыт в Варшаве в 1765), здесь же начали работать первые польские балетм. Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский, Ю. Межиньская. В 1818 франц. балетм. Л. Тьерри сформировал постоянную балетную труппу при "Т-ре Народовы". Среди танцовщиц и танцовщиков были Межиньская, Л. Полихновская, О. Пальчевская и М. Грековский. М. Пион и Межиньская пост. балет, основанный на польском фольклоре, – "Свадьба в Ойцуве" на муз. Курпиньского и Дамсе (1823). В 1832–43 варшавский балет возглавлял француз Пион, поднявший уровень танц. техники и реформировавший школу, в к-рой готовились кадры для оперного "Театра Вельки" (Большого т-ра; открыт в Варшаве в 1833). В 19 в. балетом "Т-ра Вельки" руководили французы и итальянцы. Особенности польского хореографич. иск-ва накапливались и развивались под влиянием разл. направлений, распространённых в др. европ. странах. В 40-х гг. 19 в. на польскую сцену стали проникать романтич. балеты, чему способствовала деятельность Ф. Тальони, работавшего в "Т-ре Вельки" в 1843–53 (с перерывами) и сочинившего польский романтич. балет "Индийское утро" Я. Стефани (1844). Совм. с Тальони начинал творч. деятельность первый польский балетм. Р. Турчинович, к-рый поставил в Варшаве "Жизель" (1848), "Эсмеральду" (1851), "Пахиту" (1854) и др., а также нац. балет "Окрестность под Кельце" Стефани (1846). Помимо Турчиновича и его жены К. Турчинович в эти годы были известны артисты: А. и К. Штраус, Т. Гвоздецкая, К. Вендт, М. Фрейтаг, К. Стефаньская, братья Александр и Антонин Тарновские и другие. На развитие польского исполнит. иск-ва оказали влияние гастроли М. Тальони (1838, 1841, 1844) и К. Гризи (1853). К сер. 19 в. восходят связи польского и рус. балетов. В 1851 талантливый характерный танцовщик Ф. Кшесинский (Кшесиньский) приехал в Петербург с труппой польских артистов, где пост. "Свадьбу в Ойцуве" (под назв. "Крестьянская свадьба"). С 1853 Кшесинский поселился в России (его дети – Матильда, Юлия и Юзеф были солистами Петербург. балета). Во 2-й пол. 19 в. в П. б. продолжалось засилие иностр. балетмейстеров, в репертуаре преобладали их постановки. Польские композиторы редко обращались к нац. темам, за исключением дирижёра и комп. А. Зонненфельда, написавшего балет "Пан Твардовский" (1874, балетм. В. Калори). Первой польской прима-балериной была X. Холевицкая, в балетах выступали М. Рогиньская, Я. Попель, А. Гиллерт, Л. Жондца, М. Купеша. Несмотря на появление сильных танцовщиков, политич., экономич. и социальные условия, в к-рых находилась Польша, мешали развитию отечеств. балетного иск-ва. Стремление к внешней эффектности, пышности оформления были характерны для постановок тех лет, спектакли оставались в репертуаре недолго.

Успехи польской балетной школы связаны с гастролями рус. артистов. В "Т-ре Вельки" выступали: Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легат, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и другие. Л. И. Иванов пост. "Привал кавалерии" (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин пост. "Шопениану" и "Евнику" Щербачёва (1908). В России работали польские артисты: М. Рутковская, В. Гиллерт, Ф. Нижинский (его дети – Вацлав и Бронислава стали артистами рус. балета).

Первые попытки создать нац. балет были предприняты лишь после 1-й мировой войны 1914–18, когда Польша стала независимым гос-вом. В 1917 при "Т-ре Вельки" балетм. П. Зайлих организовал новую балетную труппу. Он пост. балеты польских композиторов: "Пан Твардовский" (1921); "Байку" Роговского (1923), "Свитезянку" Моравского (1931) и др. Значит. место в его творчестве занимали возобн. и новые редакции старых ("Жизель", "Шопениана", "Коппелия", "Лебединое озеро", "Фея кукол", "Свадьба в Ойцуве" и другие.>.) и новых балетов из репертуара антрепризы С. П. Дягилева ("Клеопатра", "Шехеразада", "Жар-птица", "Петрушка", "Дафнис и Хлоя"). Зайлих не был новатором, однако он сформировал репертуар широкий, хотя и эклектичный. Ни одна из его постановок не сохранилась в польском балетном т-ре, а "Пан Твардовский" имел позднее много др. редакций. Заслугой его было то, что он реорганизовал балетную школу при "Т-ре Вельки" и включил в её программу обучения общеобразовательные предметы. В 1919 в Познани при оперном т-ре была создана труппа с балетной школой, одним из руководителей к-рой был Статкевич, автор первой постановки балета "Харнаси" (1938). Небольшие балетные коллективы, выступавшие более или менее регулярно, начали работать также во Львове, Вильно и Катовице. В 1935–39 существовала труппа Польский балет Парнеля, созданная в Варшаве, но выступавшая в др. городах Польши и за рубежом. В репертуаре коллектива были только спектакли Ф. Парнеля, в к-рых большое место занимали мотивы польского фольклора, решённые как гротеск.

В 1937 была создана независимая труппа под назв. "Польский балет", в её организации принимали участие нац. композиторы, писатели и художники. Под рук. Б. Ф. Нижинской труппа выступала на Междунар. выставке в Париже, затем в Европе и США с польскими балетами: "Краковская сказка" Кондрацкого, "Концерт ми минор" на муз. Шопена, "Песнь о земле" Палестера и другие. Ведущими артистами были О. Славская, Н. Юшкевич, З. Килиньский, Ч. Конарский. В 20–30-е гг. большое развитие получил свободный танец, близкий по стилю иск-ву А. Дункан, и экспрессивно-пластич. танец в стиле М. Вигман, гл. представителями к-рых были Я. Мечиньская (ученица Э. Жака-Далькроза, имевшая свою школу и коллектив в Варшаве), И. Прусицкая, Г. Гуляницкая и другие.

Период между двумя мировыми войнами был сложным этапом в истории П. б. Его формированию мешали внутренние противоречия. Исполнит. иск-во накапливало традиции гл. обр. в жанре характерного танца.

После 2-й мировой войны и фаш. оккупации 1939–45 в Польше не сохранилось ни одной балетной труппы. Возрождение балета началось с образованием Польской Народной Республики. Стали открываться оперные т-ры, при них формировались новые балетные труппы: в 1945 – в Познани, в том же году – в Бытоме, в 1946 – во Вроцлаве, в 1953 – в Гданьске. В 1965 после восстановления открылся "Т-р Вельки" в Варшаве, в 1967 открыт вновь "Т-р Вельки" в Лодзи. Небольшие труппы работали при муз. т-рах Кракова (с 1954), Быдгоща (с 1956). В 1973 в Познани создан Польский театр танца под рук. К. Джевецкого. Восемь т-ров оперетты имеют также небольшие балетные труппы. В 1950–51 стали работать хореографич. средние школы в Варшаве, Познани, Бытоме, Гданьске, в 1952 они были реорганизованы в 9-летние(спец. и общеобразоват.). В 1975 открылась школа в Лодзи. В 60-х гг. началась учебная подготовка кадров польских педагогов. В 1963–64 в Варшаве начали работать 2-годичные курсы, где преподавали сов. педагоги. Мн. молодые польские артисты учились на педагогич. и балетмейстерском ф-тах в Москве в ГИТИСе и Ленингр. консерватории. П. б. в послевоенном развитии прошёл три осн. этапа. В первые годы после войны труппы ограничивались выступлением в оперных спектаклях. До сер. 50-х гг. ставились преим. балеты, основанные на нар. танцах и сюжетах ("Харнаси", "Свадьба в Ойцуве", "Пан Твардовский"; "Свантевит" Перковского, "Калиостро в Варшаве" и "Золотая утка" Маклякевича). С ростом танц. техники в репертуар большинства т-ров входили балеты классич. наследия ("Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Коппелия", "Раймонда"), балеты сов. композиторов ("Красный мак", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Золушка"), а также новые многоактные балеты польских композиторов, использующих тематику и мотивы нац. истории, нар. преданий и легенд, лит. произв.: "Королевский шут" Кизеветтера, "Мазепа" Шелиговского, "Яхонтовая невеста" и "Песня о тоске" Свежиньского, "Король вихрей" Нововейского, "Есик в Остенде" Бацевич и другие. С сер. 60-х гг. характерны поиски нового содержания и новой художеств. формы. Появляются одноактные балеты, часто создаваемые на симфонич. музыку и выражающие общечеловеческие идеалы, чувства, конфликты и стремления ("Четыре Эссеи" на муз. Бёрда, "Ожидание" Блёха, "Голый король" и "Скульптура мастера Петра" Твардовского, "Ниобея" и "Броненосец ?Потёмкин"" Луцюка и другие.), а также бессюжетные балеты ("Вариации 4:4" Возняка, "Адажио для струнных инструментов и органа" на муз. Альбинони, "Соната для 2 фп. и ударных" и "Дивертисмент" на муз. Бартока, "Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского и другие.). Были пост. также балеты "Весна священная", "Орфей", "Жар-птица", "Игра в карты", "История солдата". Репертуар пополнился произв. совр. сов. композиторов ("Каменный цветок", "Шурале", "Лауренсия", "Спартак", "Легенда о любви", "Гаянэ") и балетами классич. наследия ("Эсмеральда", "Дон Кихот"). К сер. 70-х гг. усилилась связь с зарубежным балетом, включались совр. постановки иностр. балетмейстеров. Создателями репертуара были представители трёх поколений польских балетмейстеров, старейшие из к-рых – Л. Вуйциковский и Ф. Парнель. Наряду с ними работали Я. Яжинувна-Собчак, Е. Каплиньский, М. Копиньский, С. Мищик, Э. Паплиньский, З. Патковский. Их преемники – В. Борковский, К. Джевецкий, В. Груца, Т. Куява, а также выпускники ГИТИСа – Е. Гогул и З. Корыцкий, воспитанники польских школ М. Бохенек, Г. Конвиньский, Е. Макаровский и другие.

В Польше работали деятели сов. балета Н. М. Дудинская и K. M. Сергеев, Н. Г. Конюс, A. M. Соболь, A. B. Чичинадзе, Е. Я. Чанга, А. Р. Томский, A. M. Меллер, балетмейстеры из др. стран – Э. Кёлер-Рихтер (ГДР), П. Шмок (ЧССР), Ф. Адре, А. Родригес (Великобритания), Ж. Лаззини, К. Йосс (ФРГ), Б. Кульберг (Швеция), Э. Вальтер и другие. Ведущими солистами П. б. в первые годы после войны были артисты Б. Карчмаревич, О. Глинкувна, С. Покшивиньская, З. Килиньский, В. Борковский, Б. Битнерувна, О. Савицкая, М. Кшишковская, С. Шиманьский, К. Джевецкий; в сер. 70-х гг. – А. Бонюшко, Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Р. Юшкат, Э. Выциховская, М. Залейская, К. Вжосек, Я. Смолиньский, Е. Грачик и другие.

С 1968 каждые два года в Лодзи проводятся фестивали – Лодзинские балетные встречи с участием зарубежных коллективов.

В довоенные годы ведущие балетоведы – С. Гловацкий и Я. Наумов-Островский, в сер. 70-х гг. в числе исследователей и критиков – Я. Пуделек, М. Драбецская, И. Турска, Б. Мамонтович-Лойек и П. Хыновский. С 1974 в Познани Польским т-ром танца издаётся (не периодич.) журнал "Танец", где печатаются статьи о балетном иск-ве Польши и другие. стран.


Лит.: Iwaszkiewicz J., Turska I., Szyfman Α., Leon Wójcikowski, Warsz., 1958; Turska I., "Pan Twardowski" L. Różyckiego, Kraków, 1959; ее же, Krótki zarys historii tanca i baletu, Kraków, 1962; ее же, Taniec w Polsce (1945–1960), Warsz., 1962; ее же, Przewodnik baletowy, Kraków, 1973; Iwaszkiewicz J., "Harnasie" Karola Szymanowskiego, Kraków, 1964; Pudelek J., Warszawski balet romantyczny, Kraków, 1968; Sygetyński Α., Balet Warszawski na przelomie XIX i XX wieku, Kraków, 1971; Mamontowicz-Lojek В., Terpsychora i lekkie muzy, Kraków, 1972; его же, Polskie szkolnictwo baletowe w okresie międzywojennym, Warsz., 1978.


И. Турска.


"Свадьба в Ойцуве". "Театр Вельки". Варшава. Балетм. В. Груца
"Мазепа" Т. Шелиговского. "Театр Вельки". Варшава. Балетм. С. Мищик


"Свадьба в Ойцуве". "Театр Вельки". Варшава. Балетм. В. Груца


"Мазепа" Т. Шелиговского. "Театр Вельки". Варшава. Балетм. С. Мищик


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Смотреть что такое "Польский балет" в других словарях:

  • Польский "Театр Вельки" (в Варшаве) — ПÓЛЬСКИЙ ТЕÁТР ВÉЛЬКИ (Teatr Wielki), Большой театр в Варшаве, – открыт в 1833. На протяжении 19 в. при т ре существовала балетная труппа, возглавлявшаяся итал. балетмейстерами. В 1843–53 (с перерывами) в т ре работал Ф. Тальони, к рый… …   Балет. Энциклопедия

  • Польский экспрессионизм —    Практика экспрессионизма как художественного направления в Польше была значительно шире, чем организованное движение; она охватывала и целые группы, и отдельных авторов, никогда не выступавших под знаменем экспрессионизма. Будучи в литературе… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Польский, Илья Самойлович — род. 18 авг. 1924 в Звенигородке Киевской губ. Композитор. Кандидат искусствоведения, диссертация "Колядные циклы на Украине и Белоруссии". Участник Великой Отечественной войны. В 1949 окончил Харьковскую конс. по кл. композиции Д. Л.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Польский И. С. —         Илья Самойлович (р. 18 VIII 1924, Звенигородка Черкасской обл.) сов. композитор. Чл. КПСС с 1947. В 1949 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции у Д. Л. Клебанова и как музыковед теоретик у М. Д. Тица. Участник Великой… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бахчисарайский фонтан (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бахчисарайский фонтан (значения). Бахчисарайский фонтан Композитор Борис Асафьев Автор либретто Николай Волков Источник сюжета поэма « …   Википедия

  • Украинский балет — УКРАИ́НСКИЙ БАЛÉТ. Своими истоками У.б. восходит к нар. хореографич. творчеству, к муз. танц. интермедиям школьного т ра (17–18 вв.). Первые проф. балетные спектакли на Украине были пост. в 1780 в гор. т ре Харькова, где балетная труппа из… …   Балет. Энциклопедия

  • История балета — Балет является видом сценического искусства, включающего в себя формализованную форму танца. Содержание 1 Балет в Италии 2 17 й век  Франция и придворные танцы …   Википедия

  • Цеплиньский Я. — ЦЕПЛИ́НЬСКИЙ (Ciepliński) Ян (1900, Варшава, – 17.4.1972, Нью Йорк), польский артист, балетмейстер и педагог. Учился у Э. Чеккетти и другие. Сценич. деятельность начал в варшавском Театре Вельки , где вскоре дебютировал как хореограф.… …   Балет. Энциклопедия

  • Вуйциковский Л. — ВУЙЦИКÓВСКИЙ (Wójcikowski) Леон (20.2.1899, Варшава, – 23.2.1975, там же), польский артист, балетмейстер, педагог. С 1914 танцовщик Т ра Вельки в Варшаве; в 1915–29 в труппе Русский балет Дягилева, затем в труппах А. П. Павловой… …   Балет. Энциклопедия

  • "Свадьба в Ойцуве" — СВÁДЬБА В ÓЙЦУВЕ ( Wesele w Ojcowie ), одноактный балет (др. назв. Краковская свадьба , Краковская свадьба в Ойцуве , Крестьянская свадьба , Корчма ). Комп. К. Курпиньский и Ю. Дамсе (по мотивам водевиля Я. Стефани Краковцы и горцы ), сцен. Б.… …   Балет. Энциклопедия

Книги

  • Монахини и солдаты, Айрис Мердок. Впервые на русском - знаковый роман выдающейся британской писательницы, признанного мастера тонкого психологизма. Гай Опеншоу находится при смерти, и кружок друзей и родственников, сердцем… Подробнее  Купить за 250 руб