- Балетоман
- БАЛЕТОМÁН (от балет и греч. manía безумие, неистовство), любитель балета, постоянный посетитель балетных спектаклей. Слово Б. получило неск. иронический оттенок в силу того, что исключит. привязанность к балету сплошь и рядом носила внехудожеств. характер, ограничиваясь интересом к технич. мастерству, а подчас только к сугубо личным достоинствам артистки или артиста. Подобный интерес к балету, в прошлом весьма распространённый в придв. и чиновных кругах, тормозил его развитие, критику и исследование. Однако именно в среде Б. складывалось и подлинное понимание художеств. природы балета, поскольку углублённое восприятие никак не фиксированного иск-ва хореографии могло возникнуть лишь при регулярном посещении одних и тех же спектаклей. В России на самых разных этапах жизни балета из круга Б. выходили критики (К. А. Скальковский, A. A. Плещеев, Н. М. Безобразов и другие.), в трудах к-рых, при всех возможных оговорках, содержится немало ценных свидетельств о балетном т-ре того времени. Профессиональные наблюдения, накопленные Б., учитывали и серьёзные исследователи (С. Н. Худеков, В. Я. Светлов, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, Ю. И. Слонимский и другие.). Следует поэтому разграничивать балетоманство внехудожественное, достойное оценок, данных ему М. Е. Салтыковым-Щедриным ("балетно-консервативный союз"), и балетоманство как проявление любви к иск-ву.
В Зап. Европе и США имели место аналогичные явления, однако термин "Б." начал употребляться лишь с 20 в., придя из России.
Лит.: Щедрин Н. (Салтыков М. Е.), Проект современного балета, Полн. собр. соч., т. 7, Л., 1935, с. 13247; Плещеев Α., Что вспомнилось. Актеры и писатели, СПБ, 1914; Кабриоль. Балетомания, "Петроградский листок", 1917, 10 (23) янв.: Теляковский В.Α., Воспоминания, Л. М., 1965; Haskell Α., Balletomania, L., 1934.П. М. Карп.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.