- Прокофьев С. С.
- ПРОКÓФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл., 5.3.1953, Москва], сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1947). Окончил Петерб. консерваторию по классам композиции (1909, ученик А. К. Лядова, H. A. Римского-Корсакова, Я. Витола), фортепьяно и дирижирования. В 191832 жил за рубежом, сначала в США, с 1921 во Франции. В 1932 возвратился в СССР.
Композитор огромного самобытного дарования, оказавший большое влияние на развитие сов. и зарубежной музыки, П. был автором опер, балетов, симфоний, фортепьянных, скрипичных и виолончельных концертов, фортепьянных сонат, кантаты "Александр Невский", оратории "На страже мира", музыки к кинофильмам и другие.матич. спектаклям, сочинений для голоса и разл. инструментов и другие.
Ранние балеты П., написанные до Окт. революции 1917 и во время пребывания за границей, отражают эволюцию его творчества, устремлённого к образам, полным жизнерадостной энергии, юмора, самобытных нац. черт, но испытавшего влияния модернистского примитивизма и футуризма, конструктивизма и урбанизма. "Ала и Лоллий" "Скифская сюита" для симфонич. оркестра (по славянским мифам, сцен. С. М. Городецкий, 1915, пост. 1927, Смотри ниже) воплощает варварские образы первобытной Руси; музыка отличается резкостью гармоний и инструментовки, подчёркнутой грубостью ритмов. В "Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" (по рус. сказкам А. Н. Афанасьева, 1920, сцен. П. и С. П. Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Славинский) средствами лубочного гротеска воссоздаются эксцентричные комедийные сцены; в музыке преобладает изобразительная характерность, через озорство балаганно-скоморошьего действа проступают отдельные нац. и лирич. элементы. "Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин) воспроизводит картины совр. действительности (вокзал, фабрика) и написан в духе урбанизма (механистичность ритмов, конструктивизм, карикатурно-сатирич. зарисовки). "Блудный сын" (1929, Париж, там же, балетм. Дж. Баланчин) содержит психологич. сцены и лирич. элементы, мелодич. начало в ряде случаев преобладает. "На Днепре" (сцен. и пост. С. Лифарь, 1932, парижская Опера) балет, в к-ром наиболее полно выразился кризис зарубежного периода в творчестве П., его музыка слабо связана с сюжетом, характеризуется отвлечённостью.
Новый этап в балетном творчестве П. начался после его возвращения в СССравни когда им были созданы произв. большого идейного и гуманистич. содержания, отличающиеся глубокой драматургией, ярким индивидуальным стилем, остротой образных характеристик, мелодико-интонационным и рит-мич. своеобразием, богатством гармонии и инструментовки. Балет "Ромео и Джульетта" (по одноим. трагедии Шекспира, 1936, сцен. А. И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П.; 1938, Брно, Чехословакия, балетм. И. Псота; в СССР 1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л. М. Лавровский) раскрывает трагич. гибель светлых и человечных героев в столкновении с мрачными силами средневековой родовой вражды и ненависти. Поэтичные муз. характеристики гл. героев сочетаются с широкой обрисовкой нар. сцен и глубоко драматичными эпизодами в раскрытии осн. действенного конфликта. Лирико-романтич. сказка "Золушка" (по сказке Ш. Перро, 1941, сцен. Н. Д. Волков; 1945, Большой т-р, балетм. Р. В. Захаров) с большой эмоциональной силой воплощает тему любви и счастья, проникнута поэтической вальсовостью, содержит иронически-гротесковые характеристики отрицательных персонажей и обаятельные таинственно-фантастич. образы (Добрая фея, Часы), воспевает в праздничном апофеозе красоту жизни. "Сказ о каменном цветке" ("Каменный цветок", по мотивам сказов П. П. Бажова, 1949, сцен. М. А. Мендельсон-Прокофьева и Лавровский; 1954, Большой т-р, балетм. Лавровский) рус. эпико-повествовательный балет с сочетанием реальности и фантастики, с широкими картинами рус. нар. жизни (помолвка, ярмарка), с глубоким раскрытием тем любви и творчества, противостоящих насилию и злу. В этих балетах П. развил традиции муз. драматургии рус. классич. балета (Чайковский, Глазунов). Они преломлены через самобытный индивидуальный стиль автора и обогащены достижениями совр. симфонизма. Номерное строение сочетается в балетах П. со сквозным муз. развитием, системой лейтмотивов, целостной муз. драматургией.
Новаторство музыки П. определило остроту и современность хореографич. решений его балетов, способствовало развитию хореографич. лексики, широкому применению форм развитого симфонич. танца. Новаторство П. осталось, напр., нераскрытым в первой постановке "Каменного цветка", решённой в бытовом плане, приближавшей балет к драматич. т-ру. Лишь во второй пост. (1957, Т-р им. Кирова, балетм. Ю. Н. Григорович) был создан спектакль, адекватный характеру и образам музыки. Участие в постановках балетов П. стало стимулом развития исполнительского иск-ва и приобрело этапное значение в творчестве выдающихся мастеров: Г. С. Улановой, М. Т. Семёновой, О. В. Лепешинской, Н. М. Дудинской, М. М. Плисецкой, P. C. Стручковой, И. А. Колпаковой, Α. Ε. Осипенко, Е. С. Максимовой, Н. И. Бессмертновой, K. M. Сергеева, М. М. Габовича, Ю. Т. Жданова, А. Н. Ермолаева, В. А. Преображенского, С. Г. Кореня, Н. Б. Фадеечева, В. В. Васильева, М. Л. Лавровского, В. А. Левашова и другие.
Ритмич. импульсивность, танцевальность свойственны многим сочинениям П. Театрально-драматургич. черты и конкретная образность обусловили многочисл. опыты их хореографич. воплощения. На муз. П. к фильму "Пиковая дама" и неск. номеров фп. цикла пост. балет "Пиковая дама" (1968, ленингр. Камерный балет, балетм. H. H. Боярчиков; новая ред. под назв. "Три карты", 1973, Пермский т-р, балетм. тот же). На основе музыки П. к кинофильму "Иван Грозный" и другие. его соч. композитор М. И. Чулаки написал балет "Иван Грозный" (1975, Большой т-р, балетм. Григорович). Музыка П. к драме "Борис Годунов" Пушкина и кинофильму "Иван Грозный" явилась основой балета "Царь Борис" (муз. ред. H. A. Мартынов, 1975, Пермский т-р, балетм. Боярчиков; 1978, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). На музыку П. пост. также балеты: "Сарказмы" (Москва, балетм. Л. И. Лукин; 1931, Берлин, балетм. Л. Гальперн), "Скифская сюита" (1927, "Освобождённые", Берлин; 1927, "Ала и Лоллий", Буэнос-Айрес, т-р "Колон", балетм. Б. Ф. Нижинская; 1964, Братислава, балетм. К. Тот; 1969, Т-р им. Кирова, балетм. Г. Д. Алексидзе), "Памяти Шуберта" (фп. обработка П. вальсов Шуберта, 1928, Париж, балетм. Б. Г. Романов), "Фантасм" (1962, Сан-Франциско, балетм. Л. Кристенсен), "Классическая симфония" (1931, Париж, балетм. Т. Славинский), "Парадное представление" на муз. 1-й симфонии и 1-й части 3-го фп. концерта (1938, Лондон, балетм. А. Тюдор), "Хореографические картины" на муз. 5-й симфонии (1963, Берлин, балетм. Д. Лишин), "Седьмая симфония" (1961, Пермь, балетм. М. М. Газиев), "Концерт № 3" на муз. 3-го фп. концерта (1947, Париж, "Опера комик", балетм. Ж. Шарра), "Блистательный порыв" (1962, Вена, балетм. А. Миллош), "7-я соната" (1946, Мехи ко, балетм. Г. Браво), "Петя и волк" (1940, Нью-Йорк, балетм. А. Больм; 1948, Португалия, балетм. И. Крамер; 1959, Москва, Большой т-р, балетм. A. A. Варламов), "Русский солдат" ("Поручик Киже", 1942, Бостон, балетм. М. М. Фокин), "Подпоручик Киже" (1963, Москва, Большой т-р, балетм. О. Г. Тарасова и A. A. Лапаури), "Лейтенант Киже" (1963, Лондон, балетм. К. Девилье), "Каменный портал" ("Мимолётности", 1951, Лондон, балетм. Б. Кульберг), "Мимолётности" (1922, Камерный балет, балетм. К. Я. Голейзовский), "Александр Невский" (1969, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов). На муз. П. к драматич. спектаклям ставились балеты: "Пигмалион" (1946, Париж, балетм. С. Лифарь), "Лисистрата" (1932, Лондон, труппа "Балле Рамбер", балетм. А. Тюдор), "Летний день" (1947, "Балле тиэтр", балетм. Дж. Роббинс), "Квартет" (1954, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Роббинс), "Возвращение" (1955, "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин), "У моря" (1961, ленингр. Дом культуры им. Горького, балетм. К. Ф. Боярский) и др.
Ленинская пр. (1957, посмертно), Гос. пр. СССР (1943, 1946 трижды, 1947, 1951).
Лит.: Глебов И. (Б. Асафьев), Сергей Прокофьев. Очерк, Л., 1927; С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, 2 изд., [Сб.], М., 1961; Черты стиля С. Прокофьева, Сб., М., 1962; Катонова С., Балеты С. Прокофьева, М., 1962; С. Прокофьев. Статьи и материалы, 2 изд., [Сб.], М., 1965; Василенко С., Балеты Прокофьева, М.Л., 1965; С. С. Прокофьев. Статьи и исследования, [Сб.], М., 1972; Нестьев И., Жизнь Сергея Прокофьева, 2 изд., М., 1973; Мартынов И., Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974.В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.