Просвещение

Просвещение
ПРОСВЕЩÉНИЕ, европейское идейное движение 18 в., обозначавшее наступление буржуазии на феодальные порядки. П. оказало огромное влияние на лит-ру и иск-во, в т. ч. на балет. Оно побуждало к отказу от условностей классицизма, к отображению жизни "естественного человека", демократизации и реформе т-ра. Пределы просветительских преобразований в балете во мн. были обусловлены его тесной связью с королевским двором, а также и тем, что балет обрёл самостоятельность лишь на исходе эпохи классицизма, и многие воспринятые им в ту пору свойства (основы классич. танца и другие.) стали как бы неотъемлемыми чертами балета вообще. Просветители критиковали балет классицизма за культ виртуозности и примат исполнительской технологии перед содержательностью. Они ориентировались на пантомиму, нарастала тенденция к соединению пантомимы с танцем и другие.матизации танца. Таково было иск-во танцовщицы М. Салле, выступившей с инициативой наиболее последовательной в ту пору реформы балетного костюма, во имя того, чтобы зритель мог видеть не только танц. движения рук и ног, но и выразительность тела артиста. Салле имела наибольший успех в Лондоне, где работал реформатор Дж. Уивер. В Вене работал балетмейстер-реформатор Ф. Хильфердинг, а затем и его последователь Г. Анджолини, сотрудничавший с комп. К. В. Глюком, реформировавшим в просветительском духе оперу. В Лондоне, Штутгарте, Вене, Милане и другие. городах работал известнейший из балетных реформаторов Ж. Ж. Новер, выразивший свои принципы в "Письмах о танце и балетах" (1760), по многим положениям близких к "Гамбургской драматургии" Г. Э. Лессинга.

Хотя просветительские реформы были сопряжены с расширением тематики и системы художеств. средств (появление характерного танца, комич. балетов Хильфердинга и другие.), в целом деятельность реформаторов была умереннее их деклараций. В поисках компромисса они утверждали на сцене лишь просветительский классицизм, близкий к трагедиям Вольтера, но не к драмам Д. Дидро или Лессинга. Для Новера увлечённость античной пантомимой и усвоенное под влиянием Дидро стремление возвратиться к природе были нераздельны, и руководящим в итоге стал выдвинутый ранее франц. балетм. Л. де Каюзаком принцип действенного танца, оказавшийся знаменем балетной реформы 18 в. В балетах реформаторов резко возросло значение драматургии, сюжета, по преимуществу заимствовавшихся из античности. Новер сохранял разделение жанров на высокие и низкие. Высокий жанр хореографич. трагедии главенствовал. Дивертисментные номера по-прежнему преобладали, соединяясь в сюжетное целое пантомимич. связками. Однако возникал и действенный танец (танец Медеи, убивающей детей, – "Медея и Язон", поединок Горациев и Куриациев – "Горации и Куриации" и другие.). С течением времени реформаторы всё яснее начинали понимать, что отказ от танца ведёт к ликвидации балета. Хотя Новер и говорил, что танец раскрашивает балетный сюжет, а пантомима сообщает ему выразительность, он всё же одновременно решительно утверждал, что "все усилия балетмейстера, не направленные на развитие танца, суть усилия бесполезные, даже гибельные". Отказавшись от соблазна сокрушить балетный т-р, каким он сложился, реформаторы-просветители много сделали для углубления выразительности и осмысленности танца, завершив тем самым формирование балета как самостоятельного иск-ва. Они способствовали также его распространению и укреплению в разных странах, в т. ч. в России и Дании. Собственно просветительские идеи нашли, однако, в балетах реформаторов лишь ограниченное выражение и гораздо полнее проявились в творчестве учеников Новера и другие., утверждавших на балетной сцене сентиментализм.


Лит.: Левинсон Α., Мастера балета, СПБ, 1914; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.–Л., 1939; Новерр Ж. Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л.–М., 1965; Weaver J., An essays towards an history of dancing, L., 1712; его же, Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L., 1721; Cahusac L.de, La danse ancienne et moderne..., v. 1–3, [P.], 1754; Angiolini G., Lettere... monsieur Noverre sopra i balli pantomimi, Mil., 1773.


П. М. Карп.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Просвещение" в других словарях:

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… …   Философская энциклопедия

  • Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный …   Литературная энциклопедия

  • просвещение — См …   Словарь синонимов

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Просвещение —  Просвещение  ♦ Lumières    Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и …   Философский словарь Спонвиля

  • «Просвещение» — «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… …   Современная энциклопедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — 1) распространение знаний, образования.2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 июнь 1914, Санкт Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»