- Пуньи Ч.
- ПУ́НЬИ, Пуни (Pugni), Чезаре (Цезарь) [31.5.1802, Генуя, 14(26).1.1870, Петербург], итал. композитор. Учился в Миланской консерватории (у А. Ролла и другие.). С кон. 1820-х гг. писал гл. обр. балеты, к-рые и принесли ему известность. С 1851 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. т-рах. Написал для Мариинского т-ра 35 балетов, в т. ч. "Конёк-Горбунок" (для бенефиса М. Н. Муравьёвой), к-рый долго оставался единственным балетом на рус. сюжет. П. сотрудничал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, около 20 лет с М. И. Петипа. В его балетах танцевали Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и другие. Балеты П. обнаруживают хорошее знание композитором условий сцены, специфики танца; его музыка отличается мелодичностью, доходчивостью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.
Автор 312 балетов, в т. ч.: "Элерц и Дзульмида" (1826, Милан), "Ундина, или Наяда" (1843, Лондон; 2-я ред. "Наяда и рыбак", 1851, Петербург), "Эсмеральда" (по Гюго, 1844, Лондон), "Катарина, дочь разбойника" (1846, Лондон), "Мраморная красавица" (1847, Париж), "Скрипка дьявола" (1849, Париж), "Газельда, или Цыганы" (1853, Большой т-р, Петербург), "Фауст" (1861, совм. с Паниццей, там же), "Дочь фараона" (1862, Мариинский т-р, Петербург), "Конёк-Горбунок" (или "Царь-девица" по сказке Ершова, 1864, там же), "Царь Кандавл" (1868, там же), вставные номера к балету "Корсар" Адана (1868, там же).
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958, с. 23536; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.М., 1963, с. 1317.А. Я. Ортенберг.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.