- "Балле Рамбер"
- "БАЛЛÉ РАМБÉР" (Ballet Rambert), англ. труппа. Осн. в 1930 в Лондоне на базе школы М. Рамбер, открытой ею в 1920. В т-ре "Лирик" состоялся первый спектакль "Сюита каприоль" на муз. танцев 16 в., аранжировка П. Уорлока, балетм. Ф. Аштон (программа включала и другие.>. постановки Аштона). Выступление труппы имело успех, после чего её руководитель Рамбер основала Клуб балета в перестроенном из церковного помещения т-ре "Меркьюри" с небольшой сценой. Это обязывало молодых хореографов, воспитанников Рамбер Аштона, А. Тюдора, У. Гора, А. Хоуард и другие., сочинять камерные постановки, умело использовать сценич. пространство. С 1934 труппа стала наз. "Балле Рамбер" (до этого "Мари Рамбер дансерс") и давать более регулярные представления на сценах проф. лондонских т-ров. Пост.: Тюдора "Перекрещенные подвязки" на муз. Фрескобальди (1931), "Сиреневый сад" на муз. Шоссона (1936), "Мрачные элегии" на музыку Малера, (1937); Хоуард "Дама-Лиса" на муз. Онеггера (1939); Гора "Исповедь" по поэме Браунинга на муз. Сибелиуса (1941), "Простая симфония" на муз. Бриттена (1944), "Мистер Панч" Олдема (1946). С ростом мастерства труппы в репертуар включались классич. балеты "Жизель"; "Сильфида" Лёвеншелля, к-рые отличались новизной сценич. решений, глубиной психологич. раскрытия образов. В 1937 труппа впервые гастролировала во Франции, в 1959 в США, в 1972 в Польше, в разное время выступала в Бельгии, Италии, Греции, Иране и Египте. Во время 2-й мировой войны под бомбёжкой неск. раз в день в центре Лондона давались "ленч-балеты" (утренники), артисты выступали также на воен. заводах и другие. В 194041 "Б. Р." временно слилась с труппой "Лондон балле". В 1966 из-за финансовых затруднений был распущен кордебалет, изменён репертуар, в к-ром остались лишь нек-рые балеты Тюдора и постановки в духе амер. танца модерн. В 196671 помощник Рамбер балетм. Н. Моррис (с 1971 худ. рук. труппы, совм. с Рамбер, с 1974 балетмейстер труппы). Среди балетов, пост. Моррисом, "Два брата" на муз. Дохнаньи (1958), "Хазана" (1959) и "Место в пустыне" (1961) на муз. Суринаха, "Путешественники" Сальседо (1963) и др. Значит. место занимают также постановки амер. хореографа-модерниста Г. Тетли: "Обними тигра и уйди в горы" на муз. Суботника (1968), "Лунный Пьеро" Шёнберга (1967) и др. Обновляя репертуар, продолжая ставить спектакли в стиле модерн, труппа стремится этим привлечь англ. молодёжь (классич. танец сохраняется только в работах "Школы Рамбер", осн. в 1957). Труппа состоит из солистов, среди к-рых К. Брус, С. Крэг, Д. Мэртмо, Дж. Чесуорт, выступающие также как хореографы и другие. В 1974 худ. рук. Чесуорт. Здесь же работали Дж. Кранко, Дж. Гилпин, Б. Райт и другие. Труппа ставит экспериментальные спектакли. В "Б. Р." воспитывались деятели балетного иск-ва: Ф. Аштон, У. Гор, X. Лэнг, П. Аргайл, Д. Гулд, М. Ллойд, С. Франка, С. Гилмор, Л. Олдос, Дж. Гилпин и другие. Среди новых спектаклей: "Уик-энд" Ходжсона (балетм. Брус), "Почти эхо" Мийо (балетм. Тейлор) оба в 1974; "Бегущие фигуры" Бергона (балетм. Р. Норт), "Ночные танцы" на муз. Даунса (балетм. Дж. Сколио), "Древние голоса детей" Крама (балетм. Брус) все в 1975; "Жаркий воздух" Уинтера (балетм. Л. Уоррен), "Мечта, овладевшая мною" Миранды (балетм. Дж. Блейки), "Две минуты пятьдесят секунд" на джазовую музыку (балетм. С. Оуэн), "Глубокая ночь" на муз. Скарлатти (балетм. Сколио), "Движущийся сад" Фосса (балетм. Тетли), "Чёрные ангелы" Крама (балетм. Брус), "Колыбель" Миранды (балетм. Моррис), "Девушка в соломенной шляпке" на муз. Брамса (балетм. Брус) все в 1976. Среди премьер конца 70-х гг.: "Эхо ночного неба" Крама (1977, балетм. Брус), "Лаокоон" на муз. Листа (1978, балетм. З. Имре), "Буря" Нордхейма (1979, балетм. Тетли). С 1975 в числе руководителей труппы Брус.
Лит.: Clarke M., Dancers of the Mercury, Toronto, 1962; Rambert M., Quicksilver. L., 1972; 50 Years of Ballet Rambert, L., 1976.H. П. Рославлева.
"Лунный Пьеро" А. Шёнберга. "Балле Рамбер". Балетм. Г. Тетли
"Лунный Пьеро" А. Шёнберга. "Балле Рамбер". Балетм. Г. Тетли
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.