Реализм

Реализм
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – вещественный, действительный). 1) Термин, обозначающий правдивое отражение действительности в художеств. образах, объективную истину в иск-ве. Синонимы Р. – "реалистичность", "правдивость", "истинность". В этом смысле Р. свойствен всякому подлинному иск-ву, составляет его внутреннюю природу. В хореографии основа Р. – правдивое выражение языком танца чувства и мысли, внутреннего состояния, переживания героя. В балете на этой основе раскрывается правда характеров, поступков, драматич. ситуаций, развитие действия, идейный смысл спектакля в целом. Правда жизни воплощается в балете посредством условного танц. языка, в основе к-рого специфич. система выразительных движений, художественно претворившая реальные жизненные движения человека, но не тождественная им. Поэтому Р. в балете не сводится к бытовому правдоподобию, к воспроизведению конкретной жизненной пластики. Правдоподобие хотя и возможно, но не обязательно. Там, где оно иногда применяется (преим. в пантомиме или в отдельных танц. движениях), бытовые жесты играют подчинённую и дополнительную роль, являясь элементом, включённым в более широкое художеств. целое. Подмена правды жизни бытовым правдоподобием означает подмену Р. натурализмом.

В истории балетного т-ра происходило расширение границ Р., проявлявшееся в рамках конкретно-историч. направлений, имевших др. названия. От первых балетных интермедий эпохи Возрождения до постановок выдающихся балетмейстеров 20 в. шло развитие и накопление возможностей хореографич. иск-ва в отражении жизни, завоёвывались средства всё более тонкого, конкретного и дифференцированного воплощения человеческих чувств, обрисовки характеров, раскрытия действия. Новым этапом в развитии Р. стал сов. балет, где произошло слияние Р. с идеями социализма на основе правдивого отражения новой обществ. действительности (см. Социалистический реализм).

2) Конкретно-историч. направление в иск-ве 19 в., провозгласившее правду жизни основой своей творч. программы. Термин был выдвинут франц. лит. критиком Ю. Шанфлёри в 50-х гг. 19 в. и быстро распространился в применении к разл. иск-вам в разных странах.

Если Р. в первом значении – общая черта разных конкретно-историч. течений и школ, то во втором значении он отличается от др. художеств. направлений, в частности от предшествующего ему романтизма, преодолевая ограниченность к-рого, он развился, а также от последующих натурализма и импрессионизма, знаменовавших кризис в развитии Р. Поскольку основой Р. 19 в. было критич. отношение к совр. бурж. действительности, его называли также критич. Р. Последний получил широкое развитие в лит-ре и изобразит. иск-ве, но не коснулся балета. Критика балетного иск-ва передовыми деятелями того времени (напр., М. Е. Салтыковым-Щедриным) велась именно с позиций критич. Р., до к-рого балетный т-р того времени, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, не мог подняться. Реалистич. тенденции в балете 19 в. не развились в целостное направление с законченной творч. программой, как это произошло в других видах иск-ва. Но в нач. 20 в. они частично выразились в творчестве М. М. Фокина (в сочетании с неоромантизмом и импрессионизмом) и A. A. Горского (в сочетании с академизмом). Эти тенденции проявились в стремлении приблизить балет к жизни путём насыщения его правдивым драматич. действием, а также достичь бытовой, нац. и историч. конкретности и достоверности ("Дон Кихот", 1910; "Дочь Гудулы", 1902; "Саламбо", 1910, в пост. Горского). В "Петрушке", пост. Фокиным (1911), отразилось, кроме того, и социально-критическое начало. Черты социального критицизма проявились также в отдельных произв. иск-ва 20 в. (напр., в балетах "Чудесный мандарин" и "Зелёный стол", где они переплетены с экспрессионизмом и символизмом). Критич. изображение бурж. действительности, художеств. разоблачение её пороков нашло выражение уже на новой основе социалистич. Р.


Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, М., 1962; Габович М., Душой исполненный полет, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и другие.ма, Л., 1980; Красовская В., Статьи о балете, [Л., 1967]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Захаров Р., Записки балетмейстера. М., 1976.


В. В. Ванслов.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Реализм" в других словарях:

  • Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… …   Литературная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… …   Философская энциклопедия

  • Реализм —         (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… …   Художественная энциклопедия

  • реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реализм —  Реализм  ♦ Réalisme    В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕАЛИЗМ — (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в… …   Политология. Словарь.

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… …   Современная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»