- Респиги О.
- РЕСПИ́ГИ (Respighi) Отторино (9.7.1879, Болонья, 18.4.1936, Рим), итал. композитор, скрипач, дирижёр. Композиции обучался у Л. Торки, Дж. Мартуччи, H. A. Римского-Корсакова (190001), М. Бруха. Преподавал в римской консерватории "Санта-Чечилия" (в 192325 директор). Автор опер, симфонич. и вокальных произв., балетов: "Волшебная лавка" (на темы Дж. Россини, 1919, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин), "Женские хитрости" (на темы Д. Чимарозы, 1920, там же, балетм. тот же), "Венецианское скерцо", "Волшебный горшок" (на рус. нар. темы), "Старинный французский фарфор" (На темы франц. композиторов 1718 вв.) все три пост. в 1920 балетм. И. Леонидовым (т-р "Костанци", Рим), "Спящая красавица" (Балет марионеток, 1922, т-р "Одескальки", Рим; 1934, Турин), "Белькис, царица Савская" (1932, "Ла Скала", балетм. Мясин), "Жонглёр Богоматери" (1933, "Балле Рамбер", Лондон, балетм. А. Хоуард). Ряд балетов пост. на муз. разл. произв. Р., в т. ч.: "Птицы" (орк. сюита, 1932, Музыкальный фестиваль, Венеция, балетм. Ч. Форнароли; 1933, Сан-Ремо; 1938, "Ла Скала", балетм. М. Вальман), "Античные танцы и арии" (1946, "Штатсрпер", Вена, балетм. Ханка), "Пассакалья" (на муз. Баха в обр. Р., 1947; т-р "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. Вальман, 1949, Рим), "Пинии Рима" (симфонич. поэма, 1947, балетм. тот же, Рим), "Летняя интерлюдия" (1950, Лондон, балетм. М. Сомс), "Ронделэ" (1957, Канада, балетм. Р. Борис) и др. Музыка Р. (в т. ч. его балетов) отразила влияние Р. Штрауса и франц. импрессионизма; одновременно для композитора характерен интерес к модернизированным обработкам музыки предшествующих эпох.
Лит.: Крейн Ю., О. Респиги, "СМ", 1960, № 8; Rensis R. de, O. Respighi, Torino, 1935.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.