- Самодеятельность балетная
- САМОДÉЯТЕЛЬНОСТЬ БАЛÉТНАЯ, одна из форм нар. творчества, исполнение произв. хореографич. иск-ва силами любителей. Первые хореографич. студии возникли в годы Гражданской войны 191820. При петрогр. "Молодом балете" в 192128 работала самодеятельная группа. В 1934 H. H. Шемякин основал детский хореографич. кружок при Дворце культуры им. М. Горького (Ленинград), преобразованный вскоре в студию; здесь состоялся балетмейстерский дебют Ю. Н. Григоровича, поставившего в студии балеты "Аистёнок" и "Семеро братьев" Варламова (1948). Ныне при этом Дворце культуры работает Нар. театр балета, имеющий обширный репертуар ("Мирандолина" Василенко, 1957; "Под солнцем Индии" Б. Александрова, 1960, балетм. и худ. H. A. Анисимова; балеты на муз. М. П. Мусоргского, Ф. Шопена, Я. Сибелиуса, С. С. Прокофьева и другие.). В 1936 организована балетная студия Дворца культуры Кузнецкого металлургич. комбината (г. Новокузнецк), рук. М. И. Баскакова, затем В. Ф. Павлова (к-рая вместе с участником студии Л. Еременко была приглашена в труппу Новосибирского т-ра), Б. О. Бриан, Л. Н. Крылов, Ш. А. Мифтахутдинов; с 1975 Ю. А. Белозёров. В репертуаре: "Лебединое озеро" (2-й акт), "Баядерка" (3-й акт), "Франческа да Римини"; "Пер Гюнт" на муз. Грига, "Щурале" и другие. В 1964 коллектив получил звание Народного т-ра. Солистке т-ра В. В. Барадулиной присвоено звание засл. работника культуры РСФСравни Артисты труппы Барадулина, С. Марюшев, В. Тарасов выступали в ГДР, Польше, Венгрии, Австрии, Норвегии и другие. странах. В 1937 был создан самодеят. т-р оперы и балета Новочеркасского политехнич. ин-та, преобразованный в 1959 в Нар. т-р оперы и балета; среди его пост. "Фауст" Гуно с балетной сценой "Вальпургиева ночь" (1939, возобн. 1940, 1949, 1956), балеты "Египетские фрески" Луиджини (1941), "Коппелия" и "Шехеразада" (оба 1959). Крупнейший самодеятельный коллектив страны Нар. т-р балета завода "Серп и молот" (Москва; создан в 1962 на основе студии, организованной в 1959). В т-ре занято ок. 300 энтузиастов балетного иск-ва рабочих, инженеров и служащих. Им руководили Н. С. Холфин, В. А. Преображенский, Н. В. Спасовская, в оформлении спектаклей участвовал художник В. Ф. Рындин. Шефствует над коллективом Большой т-р СССравни Среди пост.: "Каменный цветок" (1963), "Аистёнок" (1966); "Юность" (1968) и "Слуга двух господ" (1969) Чулаки, "Муха-цокотуха" Салиман-Владимирова (1973), "Поэма о мужестве" на муз. Шостаковича (1975). Т-р гастролировал во Франции, Бельгии, Норвегии, Финляндии, Польше, ГДР. Удостоен Пр. Моск. комсомола (1968). Среди народных т-ров балета т-ры при дворцах культуры в Ярославле, Ступино (балет "Шурале" был показан в Кремлёвском т-ре), Березняки, Нижнем Тагиле и другие. В кон. 50-х гг. создан Нар. т-р балета Меланжевого комбината в Барнауле. В 1974 звание Нар. т-р балета присвоено кружку балетного танца при Смоленском областном доме нар. просвещения (организован в 1959); в его репертуаре фрагменты из балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда", "Спартак". Руководитель коллектива (с 1959) засл. работник культуры И. К. Джаврова. Балетные спектакли ставят: хореографич. студии при дворцах пионеров в Ленинграде ("Наш цирк" Витлина, 1938; "День чудес" Евлахова и Матвеева, 1946; "Четыре времени года" Сироткина, 1954), Москве ("Три царства" Бака, 1938, балетм. Л. В. Якобсон), Архангельске ("Встреча" Кольцова, 1940), Тбилиси, Саратове ("Снегурочка", 1946; "Василиса Прекрасная", 1950), детские студии Дворцов культуры в Ленинграде им. Горького ("Заветная яблонька" Петрова, 1953, балетм. Б. А. Фенстер) и им. Ленсовета ("Гуси-лебеди" Ашкенази и Розанова, 1954). Среди пост. др. самодеят. коллективов: "Конёк-Горбунок" Щедрина (1963, хореографическая группа Народного театра оперы и балета Дворца культуры им. Кирова, Ленинград, 1963, балетм. H. A. Анисимова), "Нестинарка" Големинова (там же, 1968), "Кармен" (Выборгский дворец культуры, Ленинград, 1966, балетм., сцен. и худ. H. A. Анисимова), "Аленький цветочек" Гартмана и "Барышня и хулиган" (оба в Нар. т-ре балета при Дворце культуры им. Ленинского комсомола, г. Магнитогорск). В Казах. ССР известность приобрёл Карагандинский нар. т-р балета (с 1952 танц. кружок, с 1955 ансамбль танца, с 1962 нар. т-р; основатель и руководитель засл. арт. Казах. ССР В. Ф. Ипатова); пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1960), "Лебединое озеро" (1962), "Вальпургиева ночь" (1963), "Франческа да Римини" (1964), "Болеро" (1965), "Щелкунчик" (1969, фрагменты); "Во имя жизни" Рудянского (1975), "Ромео и Джульетта" (1976) и др. В 60-е гг. создана балетная студия при Доме культуры Алма-Атинского домостроительного комбината, пост. под рук. А. Викентьевой балеты "Снежная королева" (1969), "Дорогой мечты" (1970). Разл. хореографич. коллективами Эст. ССР пост. балеты "Жизель", "Очарованный лес", "Кошкин дом" и другие. В 1977 в СССР работало св. 20 нар. балетных т-ров.
Лит.: Народные таланты. Художественная самодеятельность профсоюзов, М., 1958; Народный театр оперы и балета, Новочеркасск, 1960; Брагин Α., Душой исполненный полет, в его кн.: У истока реки, Α.-Α., 1964; Захаров Р., Работа балетмейстеров с исполнителями, М., 1967; Народные театры страны, М., 1968; Танцуют уральцы, Челябинск, 1975.A. C. Иванов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.