- Сати Э. А.
- САТИ́ (Satie) Эрик Альфред Лесли (17.5.1866, Онфлёр, 1.7.1925, Аркёй, близ Парижа), франц. композитор. Композицией занимался вначале самостоятельно, с 1905 у B. д'Энди и А. Русселя. Искания С. и его эстетич. суждения оказали заметное воздействие на творч. формирование композиторов "Шестёрки" и другие. музыкантов 1-й четв. 20 в. Ранний балет С. "Успуд" (пост. 1892) остался почти незамеченным, зато большую известность приобрёл написанный по заказу С. П. Дягилева "Парад" (1917, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин). Др. балеты: "Эксцентрическая красавица" (1921, Шведский балет, Париж, балетм. Кариатис), "Первая любовь", "Меркурий" (оба 1924, Париж, балетм. Мясин), "Спектакля не будет" (1924, Париж, Шведский балет, балетм. Ж. Бёрлин). На музыку разл. произведений C. (в оркестровке Мийо, Дебюсси, Ланчбери и другие.>.) поставлены балеты: "Джек из коробки" ("Попрыгунчик", 1926, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Дж. Балачин), "Кваннон" (1927, балетм. Р. Сен-Дени), "Гимнопедии" (1932, балетм. Ч. Вейдман), "Монотонности" (на муз. "Трёх гимнопедий" и "Трёх гносиенн", 1966, Королевский балет, Лондон, балетм. Ф. Аштон, показан в СССР труппой "Сити сентер Джофри балле" в 1974), "Идиллическая песнь" (1944), "Обезьяньи танцы" (1948), "Ту-степ" (1949), "Септет" (1953), "Ноктюрн" (1956), все балетм. М. Каннингем; "Спорт" и "Фоллиз" (оба 1974, балетм. П. Тейлор) и др.
Лит.: Косачёва Р., Балеты французских композиторов в "Русской антрепризе" С. Дягилева, в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, М., 1971; Cocteau J., Ε. Satie, Liège, 1957.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.