- Сентиментализм
- СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental чувствительный, от франц. sentiment чувство), направление в европ. иск-ве 2-й пол. 18 в. Развивало демократич. тенденции Просвещения. Возникнув в Англии, С. распространился в др. странах. Для С. первостепенное значение имели чувства человека и его личность. Отсюда более глубокое представление о его внутренней жизни и характере. Во франц. т-ре С. отстаивал Ж. Ж. Руссо, резко отвергавший нормы классицизма. Взгляды Руссо на т-р были развиты Л. Мерсье, практически и теоретически утвердившим эмоционально-насыщенное сценич. действие. Он обращался к жизни рядовых людей и призывал следовать У. Шекспиру. На сюжет пьесы Мерсье "Дезертир" балетм. Ж. Доберваль в 1784 пост. одноим. балет, основанный на тех же принципах. В балетах Доберваля (лучший из них "Тщетная предосторожность", сохраняется в репертуаре совр. балетных трупп) героями впервые стали люди из народа. Балетмейстер широко использовал нар. танец и весь спектакль подчинял единому замыслу, отразив демократич. тенденции Великой франц. революции. Доберваль более последовательно, нежели его учитель Ж. Ж. Новер, практически осуществил многие из его принципов. Освобождались от пут традиций и балеты на героич. сюжеты. Обогатилась танц. техника, использовавшая опыт нар. танца, появились новые более сложные вращения и прыжки.
Значит. для формирования балетного С. была деятельность первого рус. балетм. И. И. Вальберха. Его спектакль "Новый Вертер" (1799) первый в России балет на совр. тему. Совпадение начала формирования оригинального рус. балета с развитием С. способствовало утверждению в рус. балетном т-ре традиции "одушевлённого" танца ("душой исполненный полёт"), к-рая оказала существенное влияние на весь последующий ход развития хореографии.
Балетный С. нашёл своеобразное преломление в работах учеников Доберваля, Ш. Дидло и С. Вигано. В творчестве младшего поколения сентименталистов различимы уже первые приметы балетного романтизма.
Лит.: Левинсон Α., Мастера балета, СПБ, 1914; Блок Л., Тщетная предосторожность, в сб.: Тщетная предосторожность, Л., 1937; Вальберг И., Из архива балетмейстера, М. Л., 1948; Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л. М., 1958; его же, "Тщетная предосторожность", Л., 1961.П. М. Карп.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.