- Слонимский Ю. И.
- СЛОНИ́МСКИЙ Юрий Иосифович (13.3.1902, Петербург, 23.4.1978, Ленинград), сов. балетовед, драматург-сценарист. Чл. КПСС с 1944. В 1918 учился в Школе рус. драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. театр. балетного уч-ща А. Н. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). Первые рецензии о балетных спектаклях опубликовал в 1919 под псевд. Мамонтов Ю. (Слонимский Ю.), будучи студентом юридич. ф-та Петрогр. ун-та ("К окончившим Государственное балетное училище", журн. "Бирюч", 1919, № 1920, с. 353356). С 1920 начал выступать с лекциями о балете. В 192223 работал с Д. Д. Шостаковичем над первым сценарием для балета "Маленькая русалочка" (по мотивам сказок Х. К. Андерсена; не осуществлён). В 192224 и 193261 науч. сотрудник Ленингр. ин-та истории иск-в (ныне Ленингр. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), консультант ряда спектаклей Академич. т-ра оперы и балета и вечеров эксперимент. группы Молодой балет. Выступал в печати по вопросам теории и практики совр. хореографии. Написал св. 400 статей. Мн. из них вошли в сб. "В честь танца" (1968). Осн. мысль критич., теоретич. и практич. деятельности С.: танец гл. выразит. средство балета и способ мышления хореографа. С. был консультантом первых балетмейстерских опытов П. А. Гусева, Б. А. Фенстера, И. Д. Бельского, В. А. Варковицкого, Ю. Н. Григоровича, наставником балетмейстерской молодёжи. Автор балетных сценариев, в т. ч. и о современности: "Юность" Чулаки (по мотивам H. A. Островского; 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер), "Тропою грома" Караева (по мотивам романа П. Абрахамса; 1958, Т-р им. Кирова, балетм. K. M. Сергеев), "Берег надежды" Петрова (1959, там же, балетм. И. Д. Бельский). Др. сценарии: "Ночь перед Рождеством" Асафьева (по повести Гоголя; 1938), "Соловей" Крошнера (по мотивам З. Бядули; совм. с А. Н. Ермолаевым, 1939), "Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки (по мотивам Пушкина; 1940), "К солнцу" Калниня (совм. с А. Н. Ермолаевым; 1941), "Весенняя сказка" Асафьева (по материалам Чайковского; 1947), "Манон Леско" на муз. Ж. Массне (по мотивам Прево; 1948), "Семь красавиц" Караева (по мотивам Низами; 1952), "Лейли и Меджнун" Баласаняна (по мотивам Низами; 1953), "Весенняя гроза" Кабалевского (1957), "Икар" С. М. Слонимского (1965). С. редактор и автор вступительных статей к кн.: "И. Вальберг, Из архива балетмейстера" (1948) и "Ж. Ж. Новерр, Письма о танце и балете" (перевод С., 1965), автор предисловия к кн.: Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи (1971).
С 1932 преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. С И. И. Соллертинским разработал первые печатные программы по спец. предметам; с A. B. Лопуховым и другие. педагогами уч-ща работал над учебником "Основы характерного танца" (1939); в 1937 вместе с Ф. В. Лопуховым организовал при училище первое в истории балетного т-ра балетмейстерское отделение, где читал курс анализа балетного спектакля. С 1962 проф. балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Почётный доктор Парижского ун-та танца (1959).
Соч.: "Жизель", под ред. и с предисл. A. A. Гвоздева, Л., 1926; "Сильфида". [Историко-хореографический очерк], Л., 1927; "Дон Кихот", Л., 1934; "Ледяная дева", 2 изд., Л., 1936; "Щелкунчик", 3 изд., Л., 1936; "Египетские ночи", "Шопениана", "Карнавал". [Либретто и очерк художественной деятельности М. М. Фокина], Л., 1935; "Петрушка". [Либретто], Л., 1935; Мастера балета. К. Дидло, Ж. Перро. А. Сен-Леон. Л. Иванов. М. Петипа, [Л.], 1937; Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М. Л., 1950; П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи творческой биографии, Л. Μ., 1958; "Тщетная предосторожность", Л., 1961; "Лебединое озеро" П. Чайковского, Л., 1962; Семь балетных историй, [Л., 1967]; В честь танца, М., 1968; Жизель. Этюды, Л., 1969; Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977.
Г. Ю. Бродская.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.