- "Спартак"
- "СПАРТÁК", балет в 3 актах. Комп. А. И. Хачатурян, сцен. Н. Д. Волков. 27.12.1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон, худ. В. М. Ходасевич, дирижёр П. Э. Фельдт; Спартак A. A. Макаров, Фригия И. Б. Зубковская, Эгина А. Я. Шелест, Красс Р. И. Гербек. 11.3.1958, Большой т-р, балетм. И. А. Моисеев, худ. А. И. Константиновский, дирижёр Ю. Ф. Файер; Спартак Д. Е. Бегак, Фригия Н. И. Рыженко, Эгина М. М. Плисецкая, Гармодий Н. Б. Фадеечев. 4.4.1962, там же, балетм. Якобсон, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр Файер; Спартак Бегак, Фригия Плисецкая, Эгина Рыженко, Красс А. И. Радунский, Раб В. В. Васильев. 9.4.1968, Большой т-р, сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Г. Н. Рождественский; Спартак Васильев (затем М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, В. М. Гордеев, М. Л. Цивин), Фригия Е. С. Максимова (затем Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Н. В. Павлова, Л. И. Семеняка), Эгина Н. В. Тимофеева (затем С. Адырхаева, Рыженко), Красс М. Э. Лиепа (затем Б. Б. Акимов, М. М. Габович и другие.). В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Рига (1960, Е. Я. Чанга), Ереван (1961, тот же), Одесса (1962 и 1968, Н. И. Трегубов), Донецк (1963, Н. И. Корягин), Минск (1964, О. М. Дадишкилиани), Вильнюс (1964, В. В. Гривицкас), Киев (1964, В. И. Вронский), Львов (1966, А. Ф. Шикеро), Харьков (1966, тот же), Свердловск (1966, Чанга), Новосибирск (1967, тот же), Баку (1967, Дадишкилиани), Ташкент (1967, И. Юсупов), Ашхабад (1969, К. Ниязов), Фрунзе (1969, У. О. Сарбагишев), Пермь (1969, Н. С. Маркарьянц), Улан-Удэ (1970, А. Ф. Батубаева), Одесса (1972, И. А. Чернышёв), Челябинск (1974, Сарбагишев), Алма-Ата (1974, З. Райбаев), Днепропетровск (1975, Л. В. Воскресенская). За рубежом: Прага (1957, 1976, Й. Блажек), Варшава (1968, Чанга), Будапешт (1968, Л. Шереги), Берлин (1973, Чанга).
Восстание рабов под предводительством Спартака и разгром его войсками Красса подлинные события истории Рима (1 в. до н. э.). Столкновение двух миров жестокости, насилия и благородных чувств, нравственного величия раскрывается в красочных массовых сценах (триумф Красса, пир, заговор гладиаторов, сцены боя) и в развёрнутых монологах главных героев мужественного Спартака, коварной гетеры Эгины, с помощью которой Крассу хитростью удаётся окружить лагерь восставших, и Фригии, любимой и верной жены Спартака, оплакивающей героя в финале спектакля.
В. А. Майниеце.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.