- Станиславский К. С.
- СТАНИСЛÁВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).4.1863, Москва, 7.8.1938, там же], сов. режиссёр, актёр. Нар. арт. СССР (1936). Основатель и руководитель Московского художественного т-ра, создатель теории и методологии сценического творчества (система Станиславского).
Получая разностороннее домашнее воспитание и образование, С. обучался танцам сначала у Е. А. Санковской, потом у И. А. Ермолова. Под влиянием балетных спектаклей Большого т-ра он ставил в юности балеты и акты из балетов на домашней сцене. Из артистов Большого т-ра выделял Л. Н. Гейтен, Е. В. Гельцер, П. М. Карпакову, В. Д. Тихомирова. Впоследствии привлекал их к преподаванию танцев в своих драматич. студиях. С. высоко ценил пластику, грацию, выразительность поз балетных актёров, нац. танцы. Отмечал иск-во М. Тальони и А. П. Павловой, обращался к их творчеству, размышляя о сценической передаче обобщённых и возвышенных переживаний. В 1905 С. впервые увидел выступление А. Дункан, приехавшей на гастроли в Россию, и был покорён простотой и естественностью её танца. В 1908 хлопотал об открытии школы под руководством Дункан. Прямой отклик С. на свободную пластику артистки эпизод "Лазоревого царства" в "Синей птице" Метерлинка (МХТ, 1908). Считая творчество Дункан родственным иск-ву МХТ, С. предоставил сцену т-ра на открытие её очередных моск. гастролей (30 марта 1909). В июне 1909 посетил школу танцев Дункан под Парижем. В 1921 на диспуте, посв. Большому т-ру, защищал танцовщицу от резкой критики В. Э. Мейерхольда и В. М. Бебутова.
Творческие идеи МХТ оказали большое влияние на мн. хореографов-современников. A. A. Горский воспринял у Станиславского принцип драматич. действенности; тяготея к балетной драме на сцене, он реформировал постановку массовых сцен и пантомимных эпизодов в своих балетах. М. М. Фокин, вслед за МХТ, утверждал принцип историч. конкретности и, опираясь на искания совр. живописи, противопоставил абстрактному "Востоку", абстрактной "античности" на казённой сцене определённость изображаемой эпохи, нац. колорит.
Теория театра и теория актёрского творчества, разработанные Станиславским в 192030-х гг., стали ведущей методологией в овладении артистами балетного театра иск-вом переживания на сцене.
Соч.: Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; Работа актёра над собой, ч. 12, там же, т. 23, М., 195455; Работа актера над ролью, там же, т. 4, М., 1957.Лит.: Roslavleva N., Stanislavski and the ballet "Dance perspectives", 1965, № 23.
Г. Ю. Бродская.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.