- Таиров А. Я.
- ТАИ́РОВ Александр Яковлевич [24.6(6.7).1885, Ромны, 25.9.1950, Москва], сов. режиссёр, театр. деятель. Нар. арт. РСФСР (1935). На раннем этапе режиссёрского творчества, утверждая самоценность иск-ва актёра, обращался к жанру пантомимы. Пост. в Свободном т-ре К. А. Марджанова "Покрывало Пьеретты" Шницлера (муз. Э. Дохнаньи, 1913), в Камерном т-ре "Духов день в Толедо" Кузмина (1915) и "Ящик с игрушками" Дебюсси (1917), возобновил "Покрывало Пьеретты" (1916). Разрабатывал теоретич. обоснование пантомимы как мимодрамы, где жест не заменяет слово, а передаёт переживания актёра. Вводил пантомимные эпизоды в ранние постановки ("Сакунтала", 1914; "Принцесса Брамбилла", 1920). Впоследствии в своих спектаклях переплетал элементы драмы и пантомимы, добивался единства слова и жеста. Размышления о пантомиме как родоначальнице театр. иск-ва, самостоятельном жанре в прошлом и в настоящем, как об органическом элементе любой формы театр. иск-ва отражены в тетрадях Т. последних лет его жизни (опубл. в кн.: "Записки режиссёра". Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970, с. 481482). Т. придавал большое значение пластич. культуре актёра. В сезоне 1918/19 открыл при Камерном т-ре Мастерскую-студию, в программу занятий к-рой входили (наряду с жонглированием, акробатикой, фехтованием, дыханием, гимнастикой и другие.>.) движение, пластика, танец (педагог К. Я. Голейзовский). В 1923 Мастерская-студия была реорганизована в Эктемас (Экспериментальные театральные мастерские); в 1924 здесь открылись историко-теоретич. и хореопантомимич. отделения, где преподавались ритмика, классич. и характерный танец. Занятия по танцу вела H. A. Глан (зав. хореографич. частью Камерного т-ра).Г. Ю. Бродская.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.