- Бельгийский балет
- БЕЛЬГИ́ЙСКИЙ БАЛÉТ. Города Фландрии и Брабанта (на территории совр. Бельгии) славились с 14 в. празднествами, в к-рых участвовали мимы и жонглёры. Особым богатством они отличались в Брюгге, Брюсселе, Лувене, Генте, Антверпене, где в 1516 вв. т. н. "камер-риторы" организовывали театр. представления с танцами. Дальнейшее развитие танец получил в придворных празднествах, маскарадах, интермедиях. В 17 в. они приняли характер оперно-балетных постановок, близких французским. В 1700 в Брюсселе был открыт "Т-р де ла Монне". Постоянная труппа, включавшая танцовщиков, работала с 1705. На протяжении 18 в. репертуар состоял гл. обр. из опер и балетов франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, А. Детуша и другие.), пост. гл. образом франц. и итал. балетмейстерами. В 70-х гг. 18 в. мн. спектаклей пост. балетм. Сен-Леже, в "Т-ре де ла Монне" выступали артисты с мировым именем (О. Вестрис и другие.). С 1817 балетная труппа (50 человек) стала постоянной, её возглавляли балетм. Э. Юс и Удар, ведущей танцовщицей была Лесюэр. Большое значение имела деятельность балетм. Ж. А. Петипа, поставившего в 181935 и 184143 мн. балетов бельг. композиторов, а также Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера. Он приглашал на гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, К. Гризи и другие., организовал в 182627 Консерваторию танца. В 30-х гг. балетмейстерами были Бартоломен, затем Аньель. В 1855 театр сгорел, с 1858 после открытия нового здания труппой руководил Деплас; среди спектаклей этих лет "Фауст" Дж. Паниццы. В 6070-х гг. балетм. были Э. Юс-младший, в 1871 Й. Хансен, поставивший "Коппелию", с 1872 Л. Петипа, осуществивший пост. балета "Гретна Грин" Гиро и другие. балеты. В 5070-х гг. ставились балеты композиторов Бернье, Фьеве, Жюстамана, К. Мири, Туреза, О. Стумона, Ш. Ж. Хансена-младшего. В 8090-х гг. балетмейстерами были Ф. Хансен, Пуаньи и Лаффон; в числе спектаклей "Незабудка" Флона (1886), "Миленка" Блокса (1888), "Смилис" Дюбуа (1891), "Фарфалла" Стумона (1894), балеты композиторов Э. Матьё, Х. М. Бальтазара-Флоранса и другие. В нач. 20 в. труппа "Т-ра де ла Монне" насчитывала 65 человек, работали балетм. Дж. Дж. Саракко и Ф. Амброзини, в труппу приглашали К. Брианца и другие. известных артистов. Были поставлены балеты: Ж. Дауверинса (в т. ч. "Когда убежали кошки", 1908), "Истар" д’Энди (1913), "Ночная бабочка" де Бёка (1914). После 1-й мировой войны в "Т-ре де ла Монне" балетм. была М. Кук, в 3040-х гг. балетмейстеры (чаще французы) постоянно менялись. После 2-й мировой войны большое значение имела деятельность Ж. Ж. Эчевери. Он поставил в 1953 для фестиваля в Ангьене (Эдинген) балеты "Гаварни" Бюссе, "Тайные сады" Шмитта, "Пелеас и Мелизанда" на муз. Форе, в 195359 в "Т-ре де ла Монне" балеты: "Бал воров" Нюссио (на сюжет Ж. Ануя), "Парижские балы" на муз. неск. бельг. композиторов, "Кандид" Бранта, "Мане" на муз. Дебюсси, "Маска красной смерти" Йонгена и другие. Ведущей танцовщицей была Д. Лага. Значит. событием в театр. жизни Брюсселя было приглашение в 1960 франц. балетм. М. Бежара. Его балет "Весна священная" был показан в 1959 с участием артистов его труппы Балетный т-р Парижа и трупп "Т-ра де ла Монне", Балет Мишковича и "Уэстерн тиэтр балле". На этой основе Бежар организовал в Брюсселе новую труппу Балет XX века, к-рая базируется в "Т-ре де ла Монне", но выступает и в др. помещениях и на открытых площадках. Её репертуар состоит гл. обр. из балетов Бежара. Труппа объединила артистов разных национальностей, она постоянно выступает за пределами Бельгии и получила широкую междунар. известность. Бежар организовал в Брюсселе также Европейский центр усовершенствования и науч. исследований для исполнителей (под назв. "Мудра"), ученики к-рого выступают с самостоят. спектаклями.
Кроме Брюсселя, артисты балета работали в разное время в оперных т-рах Антверпена, Гента, Монса, Шарлеруа и Вервье. Нек-рую самостоятельность приобрела в 2030-е гг. 20 в. труппа Королевской фламандской оперы в Антверпене под рук. С. Корти, к-рая осуществила новую ред. нац. балета "Миленка" Блокса. Особое значение для развития балета во Фландрии имела деятельность Ж. Брабан. Она начала ставить спектакли в 1939 в Танцевальном ансамбле Брабан. После 2-й мировой войны работала в Королевской фламандской опере, а в 1969 создала Балет Фландрии, к-рым руководит совм. с А. Леклером. В 1941 Брабан организовала вместе с отцом школу в Антверпене, к-рая стала в 1951 школой Королевской фламандской оперы, затем Балета Фландрии. В Монсе в 194556, в Шарлеруа в 195659 работала балетм. X. Вос, организовавшая в 1959 "Балле де Эно", а на его основе в 1966 Балет Валлонии. Балет Фландрии и Балет Валлонии многонац. труппы, репертуар к-рых состоит гл. обр. из постановок их руководителей. Первая труппа исполняет также балеты известных совр. балетмейстеров (Н. де Валуа, Б. Кульберг, Р. ван Данцига, X. ван Манена), вторая также балеты классич. наследия в совр. редакциях и спектакли кубин. хореографов X. Лефебра и X. Пареса, немецких Т. Шиллинга и П. ван Дийка.
Лит.: Sales J., Théâtre royal de la Monnaie. 18561970, Nivelles, 1971; Barbier R., Van operaballet naar ballet van Vlaanderen, [Antw., 1974]; Смотри также лит. при ст. Бежар М.Е. Я. Суриц.
"Треуголка" де Фалья. Труппа Балет Валлонии. Балетм. Л. де Триана
"Треуголка" де Фалья. Труппа Балет Валлонии. Балетм. Л. де Триана
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.