- Тюдор А.
- ТЮДÓР (Tudor) Антони [псевд.; наст. имя и фам. Уильям Кук (Cooke)] (р. 4.4.1908, Лондон), англ. артист, балетмейстер, педагог. С 1928 занимался у М. Рамбер, совмещая учёбу с конторской работой. С 1930 танцовщик, режиссёр и балетмейстер Клуба балета (с 1934 "Балле Рамбер"). В 1931 пост. первый балет "Перекрещенные подвязки" на муз. Фрескобальди по пьесе "Двенадцатая ночь" Шекспира. Известность и признание ему принесли балеты "Сиреневый сад" (1936); "Мрачные элегии" на муз. Малера (1937), прочно вошедшие в репертуар "Балле Рамбер" и другие. балетных трупп. В 1933 работал как танцовщик в труппе "Вик-Уэллс балле", где исполнил партии в поставленных им балетах: Мужчина в её прошлом ("Сиреневый сад"), Мальволио ("Перекрещенные подвязки") и др. В 1938 совм. с П. ван Праг, X. Лэнгом и другие. деятелями основал труппу "Лондон балле", где в том же году пост. балеты "Суд Париса" на муз. Вейля, "Праздничное представление" на муз. Прокофьева и другие. В 193950 балетмейстер и художеств. руководитель амер. труппы "Балле тиэтр", здесь пост. свои программные балеты: "Огненный столп" на муз. Шёнберга (1942), "Подводное течение" Шумена (1945), а также "Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса (1943). В 194950 и в 196364 руководил Королевским шведским балетом. В 195152 поставил для труппы "Нью-Йорк сити балле" спектакли "Дама с камелиями" на муз. Верди и "Слава" на муз. Бетховена. Т. основоположник т. н. "психологич. балета", его пост. характеризуются стремлением к раскрытию мыслей и настроений героя, попытками проникнуть в мир подсознательного; часто использует танец модерн. Со 2-й пол. 60-х гг. ставил балеты в разных труппах. Для Королевского балета Великобритании пост. спектакли "Игра тени" на муз. Кеклена (1967), "Странствующий рыцарь" на муз. Р. Штрауса (1968), к-рые не удержались в репертуаре так же, как и поставленный для труппы Австралийский балет спектакль "Божественный всадник" на муз. Эгка (1969). В нач. 70-х гг. Т. возобновил свои прежние постановки ("Огненный столп", "Мрачные элегии" и другие.>.) в т-рах и труппах Австрии и ФРГ, а также пост. балеты "Фанданго" Солера (1972, Нац. балет Канады), "Листья вянут" на муз. Дворжака (1975, "Американ балле тиэтр"). Хореографич. поиски Т., его интерес к внутреннему миру человека оказали значит. влияние на балетный т-р. С 1974 один из рук. "Американ балле тиэтр".
Лит.: Percival J., Cohen S., Antony Tudor, pt. 12, "Dance perspectives", 1963, N 1718; Ames S., A. Tudor: From Freud to Zen, "Dance magazine", 1973, oct.Н. П. Рославлева.
"Ромео и Джульетта". Балетм. А. Тюдор
"Сиреневый сад". Балетм. А. Тюдор
"Ромео и Джульетта". Балетм. А. Тюдор
"Сиреневый сад". Балетм. А. Тюдор
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.