Условность

Условность
УСЛÓВНОСТЬ, 1) понятие, обозначающее отличие художеств. произведений, в т. ч. хореографических, от воспроизводимых ими явлений жизни, т. е. выражающее несходство, нетождественность образов иск-ва с жизнью. Диалектика отражения действительности в художеств. творчестве состоит, в частности, в том, что отличие иск-ва от жизни возможно только на основе его сходства, подобия с жизнью, т. е. У. возникает на основе правды. Она – путь к правде, средство её достижения. У. способствует художеств. обобщению, т. е. выходу за пределы изображения отдельных конкретных явлений, постижению их внутреннего смысла.

У. рождается из специфич. условий отражения действительности в данном виде иск-ва. Язык танц. иск-ва условен, в жизни для достижения практич. целей и для общения между собой люди им не пользуются. Хореографич. движения не тождественны реальным, практическим. Но между ними существует взаимосвязь. Хореографич. движения опираются на выразит. пластику человека в реальной жизни, развивая и разрабатывая её в систему специфич. условного языка. В его У. выражается, однако, не отход от жизни, а наоборот, приближение к постижению человеческих чувств, переживаний, мыслей, создаётся возможность образного, художеств. отражения жизни. Черты У. свойственны также драматургии балета и его оформлению (см. Костюм в балете, Художник в балете). Но образы художеств. совершенного балетного спектакля в такой же мере условны, как и безусловны (правдивы, верны, истинны).

У. становится отрицательным качеством лишь тогда, когда отрывается от правды, напр. закрепляет рутину и штампы или появляется как следствие разрушения языка классич. танца, нарочитого оригинальнича-ния, отхода от традиций классич. иск-ва. В этом смысле говорят о дурной У. шаблонов и стереотипов, возникающих в иск-ве нетворческом, ремесленном.

2) В более узком смысле термин У. обозначает особый вид художеств. обобщения, связанный с иносказанием, символикой, аллегоричностью, метафорой и т. п., в противоположность обобщению, основанному на описательно- повествовательном, реально-бытовом правдо- подобии. Эти два способа создания художеств. образов, несмотря на их отличия, вполне могут уживаться друг с другом. Напр., в романтич. балете ("Сильфида", "Жизель" и другие.) фантастич. акты и сцены являются более условными, нежели реальные, хотя они дополняют друг друга в единой идейно-художеств. концепции.

В сов. балете в разные периоды его развития У. приобретала разл. удельный вес. В первое послереволюц. десятилетие балетмейстеры нередко стремились воспроизвести революц. события в условных, символико-аллегорич. формах ("Величие мироздания" на муз. Бетховена, балетм. Ф. В. Лопухов, 1923; "Красный вихрь" Дешевова, балетмейстер тот же, 1924; "Смерч" Бера, балетм. К. Я. Голейзовский, 1927). Этим опытам были свойственны отвлечённость, схематизм; они не дали значительных результатов. В 1930-е гг., в связи с утверждением в балете спектаклей, близких к драматич. т-ру, преобладал описательно- повествовательный, реально-бытовой способ изображения, У. отвергалась как нечто якобы чуждое реализму. С кон. 1950-х гг. снова возник интерес к У., но на новой основе, с учётом достижений предшествующего периода. Так, в спектаклях Ю. Н. Григоровича ("Легенда о любви", 1961; "Спартак", 1968), И. Д. Бельского ("Берег надежды", 1959, и др.) символико-аллегорич. образы и сцены сочетались с повествовательным развёртыванием сюжета, с реальным правдоподобием деталей и возникали на их основе как наиболее концентрированное выражение действия.

В условных образах содержится возможность и опасность отвлечённости и схематизма, в бытоподобных – эмпиризма и натурализма. Когда эти опасности реализуются, иск-во обедняется. Но они преодолеваются, если и те и другие.гие образы наполняются большой жизненной правдой и идейным смыслом. Этому же служит сочетание приёмов условно-иносказательных и бытоподобно-описательных в одном произведении. Разумеется, такое сочетание не должно быть механическим и эклектичным, оно может быть оправдано лишь особенностями идейно-художеств. концепции того или иного спектакля. В художеств. практике 1960–70-х гг. условные и бытоподобные формы в балете, так же как и их сочетание, приобрели равноправное значение. Главное – не в способе создания художеств. образов, а в их жизненной правдивости, эмоциональной силе и яркости.


Лит.: Михайлова A. A., Проблема условности в реалистическом искусстве, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971.


В. В. Ванслов.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. . 1981.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Условность" в других словарях:

  • УСЛОВНОСТЬ — УСЛОВНОСТЬ, условности, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ к условный в 1, 2 и 4 знач. Условность приговора. Условность театральной постановки. Синтаксическая конструкция со значением условности. 2. Общепринятый, но лишенный реальной, действительной… …   Толковый словарь Ушакова

  • условность — договор, соглашение, обычай; относительность; допущение, релятивность, символичность, виртуальность, церемония, правило, условленность Словарь русских синонимов. условность см. относительность Словарь синонимов ру …   Словарь синонимов

  • УСЛОВНОСТЬ — УСЛОВНОСТЬ, и, жен. 1. см. условный. 2. Закрепившееся в общественном поведении чисто внешнее правило. В плену условностей. Враг всяких условностей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • УСЛОВНОСТЬ — англ. conventionality; нем. Relativitat. 1. Общий признак отражения, указывающий на нетождественность образа и его объекта. 2. Одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них… …   Энциклопедия социологии

  • условность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN convention …   Справочник технического переводчика

  • УСЛОВНОСТЬ — 1. Действие согласно стандартной социальной практике. 2. Характеристика личности, выражающаяся в тенденции строго придерживаться социальных устоев. Условность рассматривается многими как аспект авторитарной личности …   Толковый словарь по психологии

  • УСЛОВНОСТЬ — художественная, многоплановое и многозначное понятие, принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную… …   Литературный энциклопедический словарь

  • УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ —     УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода… …   Философская энциклопедия

  • условность художественная — один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения. Существует два типа художественной условности. Первичная художественная условность связана с самим… …   Литературная энциклопедия

  • условность в искусстве — 1) нетождественность реальности и ее изображения в литературе и искусстве (первичная условность); 2) сознательное, открытое нарушение правдоподобия, прием обнаружения иллюзорности художественного мира (вторичная условность). Рубрика: Эстетические …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Условность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. условный I 2., 3. II ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. условный II 1., 2. 2. Обычай, норма или порядок, общепринятые в обществе, но лишённые реальной ценности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»