- Хореография
- ХОРЕОГРÁФИЯ (от греч. choréia пляска и gráphõ пишу), 1) Запись танца (первоначальное значение). 2) Танц. иск-во в целом, во всех его разновидностях (значение термина "X." с конца 19 в.). Иск-во X. основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях чело- веческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие "говорящие" характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластич. интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы X. Она основана на том, что характерно-выразительные пластич. мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. X. иск-во изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танц. пластики, дающей ей эмоциональную и ритмич. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы нек-рых вост. и афр. народов, это уже разновидность музыки. Вместе с тем X. зрелищное иск-во, где существенное значение приобретает не только временнáя, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда роль костюма, декоративного оформления и другие.). Высшая форма X. балет, к-рый одновременно является и разновидностью муз. т-ра.
Иск-во X. зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магич. значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на нар. и профессиональный. Нар. танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танц. пантомимы в Др. Китае и другие. Индии, древнегреч. дионисийские игры, рус. масленичные игры и другие.). В нём находили выражение чувства народа, особенности нац. характера, отражались разл. стороны его жизни. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение иск-ва, воплощающего красоту тела, разл. состояния человеческого духа. Уже в античности существовал проф. танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С кон. 16 в. начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и другие.матич. представлениях мифологич. характера, а в 18 в. выделившийся в самостоят. иск-во. На протяжении всей своей истории проф. иск-во X. опиралось на нар. танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.
В совр. X. различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете X. является центром синтеза иск-ва, органически объединяя в себе музыку и театр. Смотри также Танец, Балет.
Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., M., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.В. В. Ванслов.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.