- Чехословацкий балет
- ЧЕХОСЛОВÁЦКИЙ БАЛÉТ. Сведения о раннем периоде истории балетного искусства в чеш. землях и в Словакии очень бедны. Упоминания о придворных балах в Праге относятся к 1-й пол. 16 в. После присоединения Чехии к монархии Габсбургов (1620) религиозный, нац. и политич. гнёт, а также разрушения Тридцатилетней войны задержали развитие нац. искусства. В 1718 вв. спектакли с танцами на музыку местных музыкантов (напр., П. Й. Вейвановского) исполнялись крепостными артистами в Яромержицеком, Товачовском и Кромержижском замках. Гастролировавшие в больших городах оперные труппы (чаще всего итал.) показывали балетные дивертисменты. В основанном в 1786 Патриотическом театре в Праге исполнялись арлекинады, сценки из жизни ремесленников, пантомимы. В 19 в., в период нац.-освободительного движения чеш. народа в прогрессивных кругах пробудился интерес к различным формам нар. иск-ва, в т. ч. и к танц. фольклору. Например, полька сначала стала распространённым бальным танцем, а затем вошла как характерный сценич. танец в балет. Большое место занимала балетная музыка и в творчестве чеш. музыкантов, с 17 в. работавших в разных странах Европы (например, П. Враницкого и А. Гировеца).
Балетная труппа, исполнявшая в основном танцы в операх и в драматич. спектаклях, существовала ещё во Временном т-ре, открытом в 1862 году, но настоящее развитие чеш. балета началось лишь в Чехословацком национальном театре. Его балетная труппа состояла сначала из 20 человек. В 1884 балетмейстером В. Рейзингером был поставлен балет "Гашиш" Коваржовица. В 18841900 и 191222 труппой руководил А. Бергер, поставивший ряд балетов-феерий, а также 2-й акт "Лебединого озера" (1888, в связи с приездом в Прагу П. И. Чайковского). В 190012 балет Национального т-ра возглавлял А. Вискузи. Он пост. балеты-пантомимы О. Недбала "Сказка о Гонзе" (1902), "Из сказки в сказку" (1908), "Принцесса Гиацинта" (1911), к-рые стали первыми произведениями чеш. нац. репертуара. Труппа исполняла классич. балеты ("Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик"). Однако её профессиональный уровень до 1-й мировой войны оставался невысоким, постоянное приглашение итал. балерин (Дж. Пальтриньери и другие.) не способствовало росту нац. исполнительского иск-ва. Первой чеш. прима-балериной в нач. 20 в. была А. Корецка. В репертуаре труппы преобладали балеты-феерии и балетные пантомимы, в к-рых главные роли исполняли драматич. актёры.
После образования самостоятельного гос-ва (1918) развитие балета в стране ускорилось. Были созданы новые балетные труппы в Брно, Братиславе, Пльзене, Моравска-Остраве, Оломоуце. Ведущими хореографами этого периода были И. В. Псота (в Брно) и Й. Енчик (в Праге). Были поставлены балеты нац. композиторов (в скобках фамилии балетмейстеров): Б. Мартину "Шпаличек" (1933, Енчик) и "Истар" (1924, Р. Ремиславский); В. Новака "Синьорина Джовенту" и "Никотина" (оба балетм. Я. Хладик, 1930); Ф. Шквора "Доктор Фауст" (1926, Р. Ремиславский); Ф. Буриана "Фагот и флейта" (1929, С. Махов). В Брно впервые в Чехословакии был поставлен советский балет "Красный мак" (первая постановка за пределами СССравни 1935, балетм. М. Цвейичова) и осуществлена первая в мире постановка балета С. С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" (балетм. И. В. Псота, 1938).
Подлинный расцвет балетного искусства наступил после освобождения Чехословакии от фашистских захватчиков (1945). Был создан ряд новых балетных коллективов как в крупных культурных центрах, так и в др. городах страны (Кошице, Либереце, Ческе-Будеёвице, Усти-над-Лабой, Опаве, Банска-Бистрице). Кроме того, сложились самостоятельные балетные труппы при Армейском художеств. ансамбле им. В. Неедлы и на Пражском телевидении. В 196470 существовал гастрольный коллектив Балет-Прага выступавший гл. обр. за рубежом.
Ведущими балетмейстерами нач. 50-х гг. были С. Махов (в Праге) и И. В. Псота (в Брно). Махов стремился создать новые балеты, связанные с традициями нац. т-ра и лит-ры, в то время как Псота бóльшее внимание уделял постановке балетов из репертуара труппы Дягилева, а также балетов классич. наследия. В кон. 50-х гг. получили известность балетмейстеры Й. Немечек и Й. Блажек, позднее Л. Огоун и П. Шмок. Др. чехосл. хореографы Э. Габздил, К. Тот, Й. Шкода, Й. Зайко, В. Унтермюллерова, Р. Карганек, Й. Мликовская, В. Йилек, А. Ланда.
После 1945 чехосл. композиторами создано более 80 оригинальных балетных партитур. Среди них наиболее удачны балеты (в скобках фамилии балетмейстеров): З. Востршака "Викторка" (1950, Махов) и "Снегурочка" (1956); Я. Гануша "Отелло" (1959); Я. Бургхаузера "Слуга двух господ" (1958), все Немечек; М. Вацека "Ветер в волосах" (1962, Блажек), "Возлюбленная семи разбойников" (1967, Шкода), "Счастливая семёрка" (1967, Карганек), "Метеор" (1967, Й. Нермут); З. Кршижека "Баллада о моряке" (1961, Огоун); В. Буковы "Хиросима" (1962, И. Экк).
Значит. часть репертуара балетных трупп ЧССР состоит из сов. балетов. Наиболее репертуарными являются балеты: "Бахчисарайский фонтан" (23 разл. постановки) и "Ромео и Джульетта" (20 постановок); кроме того, ставились "Пламя Парижа", "Доктор Айболит", "Мирандолина"; "Виндзорские проказницы" Оранского, "Гаянэ", "Спартак", "Семь красавиц"; "Сотворение мира" Петрова, "Золушка", "Каменный цветок" и другие. Первые постановки мн. сов. балетов за пределами СССР были осуществлены на чехосл. сцене.
Подготовка артистов балета ведётся в хореографич. отделениях консерваторий Праги, Брно, Братиславы, Остравы и Кошице. Курс обучения 69 лет. Академии сценич. искусств в Праге и Братиславе готовят балетмейстеров, педагогов, теоретиков и историков танца.
Ведущие танцовщики 5060-х гг. М. Кура, О. Скалова, В. Йилек, Блажек, Карганек; 70-х гг. М. Дротнерова, В. Харапес.
Крупнейший специалист в области истории, теории и критики балета в ЧССР профессор Я. Реймозер, историки балета Э. Яцова и Б. Бродска, критики В. Вашут и Д. Пасекова. С 1963 выходит журнал "Taneční listy" (10 раз в год).
Лит.: Zíbrt Č., Jak se kdy y Čechách tancovalo, Praha, 1895; Schmidová L., Ceskoslovenský balet, Praha, 1962.В. Вашут.
"Философская история" Востршака. Национальный театр в праге. Балетм. С. Махов
"Рассказ о Яне". Словацкий национальный театр в Братиславе. Балетм. И. Зайко
"Яношик" Кашлика. Национальный театр в Праге. Балетм. В. Йилек
"Сотворение мира". Государственный театр в Брно. Балетм. М. Кура
"Баллада о моряке" Кршижека. Государственный театр в Брно. Балетм. Л. Огоун
"Философская история" Востршака. Национальный театр в праге. Балетм. С. Махов
"Рассказ о Яне". Словацкий национальный театр в Братиславе. Балетм. И. Зайко
"Яношик" Кашлика. Национальный театр в Праге. Балетм. В. Йилек
"Сотворение мира". Государственный театр в Брно. Балетм. М. Кура
"Баллада о моряке" Кршижека. Государственный театр в Брно. Балетм. Л. Огоун
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.