- Шопен Ф.
- ШОПÉН (Chopin) Фридерик (1.3.1810, Желязова-Воля, близ Варшавы, 17.10.1849, Париж), польский композитор и пианист. Учился у В. Живного и Ю. Эльснера. С 1831 жил в Париже. Как композитор посвятил себя фортепьянному творчеству. Мн. произв. Ш. образцы "романтич." претворения разл. танц. жанров (прежде всего, польской нар. музыки) вальса, полонеза, мазурки (мазур, куявяк, оберек), а также тарантеллы, болеро и другие. Неисчерпаемое разнообразие и глубина образов, вдохновенный мелодизм, изысканность муз. языка сделали Ш. одним из наиболее "репертуарных" композиторов совр. балетного т-ра. Среди балетов, пост. на его музыку: "Шопениана" (1907, балетм. М. М. Фокин, Мариинский т-р, Петербург; 1909, балетм. тот же, под назв. "Сильфиды", Париж), "Танцевальная сюита" (на муз. разл. пьес в оркестровой версии П. Видаля и А. Мессаже, 1913, парижская Опера, балетм. И. Н. Хлюстин), "Евника и Петроний" (оркестровая версия Α. Φ. Арендса, 1915, Большой т-р, Москва, балетм. A. A. Горский), "Осенние листья" (1918, Труппа Анны Павловой, Рио-де-Жанейро, балетм. А. П. Павлова), "Зачарованная ночь" (1923, парижская Опера, балетм. Л. Статс), "Воспоминание о розах" (1926, Балет Мордкина, балетм. М. М. Мордкин), "Умирающий лебедь" (1937, балетм. С. Лифарь, кинофильм; 1948, парижская Опера), "Шопен-концерт" (на муз. концерта № 1 для фп. с оркестром, 1937, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Классический балет" (на муз. концерта № 2 для фп. с оркестром, 1937, "Американ балле", Нью-Йорк, 1-я и 3-я части, балетм. У. Доллар, 2-я часть, балетм. Дж. Баланчин; 1944, под назв. "Констанция", "Балле интернэшонал", там же, балетм. Доллар), "Видения" (на муз. разл. фп. пьес в оркестровой версии Пик-Манджагалли, 1943, "Ла Скала", балетм. А. Миллош), "Ода славе" (1940, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. И. Шаблевский), "Баллада" (1944, Т-р Сары Бернар, Париж, балетм. Р. Пти; 1951, телевизионный фильм США, балетм. Ж. Шарра), "Этюд" (на муз. этюдов № 5, 6, 9, прелюдий № 6, 11 в оркестровой версии А. Бюссе, 1949, "Опера комик", Париж, балетм. Ж. Ж. Эчевери), "Сон в зимнюю ночь" (1953, "Балле де л’Этуаль", Париж, балетм. М. Бежар), "Концерт, или Гибель всех" (1956), "Танцы на вечеринке" (1969, на муз. 8 мазурок, 5 вальсов, 3 этюдов, скерцо и ноктюрна), "В ночи" (1970, на муз. 4 ноктюрнов) "Нью-Йорк сити балле", все балетм. Дж. Роббинс, "Вечный идол" (1969, на муз. концерта № 2 для фп. с оркестром, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. М. Смуин), "Сюита" (1969, "Театр де ла виль", Париж, балетм. Пти), "Танцы для Айседоры" (1970, балетм. X. Лимон), "Вариации на тему Моцарта" (1974, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе), "Другие танцы" (1976, на муз. мазурок и вальса, балетм. Роббинс), "Месяц в деревне" (1976, на муз. "Вариаций на тему Моцарта", "Фантазии на национальные польские темы" и "Анданте спианато и Большого полонеза" для фп. с оркестром в обр. Дж. Ланчбери, 1976, Королевский балет, Лондон, балетм. Ф. Аштон) и др.В. А. Кулаков.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.