- Шостакович Д. Д.
- ШОСТАКÓВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, 9.8.1975, Москва], сов. композитор. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1960. Окончил Ленингр. (Петрогр.) консерваторию по классам фортепьяно (1923, у Л. В. Николаева) и композиции (1925, у М. О. Штейнберга).
Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в своём творчестве наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20 1-й пол. 30-х гг. активно работал в области муз. т-ра. Написал балеты "Золотой век" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов), "Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. Ф. В. Лопухов). В отличие от опер, написанных на сюжеты рус. лит. классики, Ш. в своих комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема борьба нового со старым, утверждение оптимистич. мироощущения людей нового общества. Музыка балетов Ш. отличается богатством образов, задором, юмором, жизнерадостностью. В ней слышны отголоски массовых песен, бытовой танцевальности, ораторский пафос сов. поэзии того времени. В то же время здесь щедро проявилась и лирич. природа дарования композитора во всей её непосредственности и демократич. сущности. Используя в основном традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драматич. развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия. "Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных постановочных эффектов. В "Золотом веке" (в основе сюжета столкновение сов. спортсменов, выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта) хореографич. решение было основано на противопоставлении элементов гимнастики, акробатики и физкультурных движений танцам совр. Запада, представлению мюзик-холла. В балете "Болт" (борьба передовых рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести атмосферу самодеятельных агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы" и другие. "Светлый ручей" был создан как праздничное театр. представление из колхозной жизни; в нём широко были представлены классич. формы и классич. танец. Вследствие слабой лит.-драматургич. основы балеты Ш. не имели длительной сценич. жизни (музыка исполняется на концертной эстраде в виде балетных сюит).
Яркое театрально-драматургич. мышление композитора, конкретная образность произв., особенно проявившаяся в его симфонич. творчестве, вызвали появление как в СССравни так и за рубежом многих хореографич. интерпретаций музыки Ш. Среди них: "Красное и чёрное" ("Странная фарандола", на муз. 1-й симфонии, 1939, Монте-Карло), "Ленинградская симфония" (1945, Нью-Йорк, балетмейстер Л. Ф. Мясин; 1961, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д. Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс", "Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой т-р, балетм. A. A. Варламов), на муз. 1-го фп. концерта "Мудрые обезьяны" (1960, Лондон, балетм. Н. Моррис), "Катализатор" (1961, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), "Концерт" (1974, Манчестер, балетмейстер С. Мотрам); "Барышня и хулиган"; "Встреча" (на муз. 9-й симфонии) и "Директивный бантик" (все 1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961, там же, балетм. В. А. Варковицкий), "Симфония" (на муз. 1-й симфонии; 1963, Лондон, "Королевский балет", балетм. К. Макмиллан), "9-я симфония" (1964, Гамбург, балетм. П. ван Дийк), "11-я симфония" ("1905-й год", 1966, Ленингр. Малый т-р, балетм. Бельский); на муз. 2-го фп. концерта "Концерт" (1966, Зап. Берлин, балетм. К. Макмиллан), "Чёрный праздник" (197. 1, Нью-Йорк, балетм. А. Митчелл); "10-я симфония" (1967, Вупперталь, балетм. А. Картер), "Гамлет" (муз. для одноим. кинофильма; 1971, Петрозаводский т-р, балетм. М. М. Мнацаканян), "Зажгите звёзды!" (1972, муз. Ш. и др. композиторов, Марсель, балетм. Р. Пти), "Священные круги" (на муз. фп. квинтета, 1973, Лондон, балетм. Д. Друо), "Три афоризма" (1974), "Мечтатели" (на муз. балета "Болт" и "Золотой век", 1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов).
Ш. профессор Ленингр. (с 1939) и Моск. (с 1943) консерваторий. Депутат Верх. Совета СССР 69-го созывов и Верх. Совета РСФСР 25-го созывов. Ленинская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1974), Гос. пр. УССР им. Шевченко (1976).
В 1954 удостоен Международной премии Мира.
Лит.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Сабинина М. Д., Симфонизм Шостаковича, М., 1965; Хентова С., Молодые годы Шостаковича, кн. 1, Л. М., 1975; Богданова Α., Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979.Ю. А. Розанова.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.