- "Шурале"
- "ШУРАЛÉ" ("Али-Батыр"), балет в 3 актах (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. З. Яруллин, инструментовка Ф. В. Витачека. Сцен. A. C. Файзи и Л. В. Якобсон. 12.3.1945, Т-р им. Джалиля, Казань, балетм. Л. А. Жуков, Г. Х. Тагиров, худ. П. Г. Сперанский, дирижёр И. В. Аухадеев; Сюимбике А. Ф. Гацулина, Али-Батыр Б. Ш. Ахтямов, Шурале В. Романюк. 28.5.1950, Т-р им. Кирова, 2-я ред. в 3 актах 4 картинах, под назв. "Али-Батыр", новая инструментовка и ред. В. А. Власова и В. Г. Фере, балетм. Л. В. Якобсон, худ. А. И. Птушко, Л. И. Мильчин и И. П. Вано, дирижёр П. Э. Фельдт; Сюимбике А. Я. Шелест, Н. М. Дудинская, И. Б. Зубковская, Али-Батыр Б. Я. Брегвадзе, K. M. Сергеев, A. A. Макаров, Шурале И. Д. Бельский, Р. И. Гербек (Гос. пр. СССравни 1951, балетм. и исполнители). 1952, Т-р им. М. Джалиля, 2-я ред., балетм. Я. Е. Брунак, дирижёр Х. В. Файзуллин; Али-Батыр А. Ф. Нарыков, Шурале С. З. Хайруллин (показан в Москве на Декаде иск-ва и лит-ры Татарии). 29.1.1955, Большой т-р, в помещении филиала, под назв. "Шурале", балетм. Якобсон, худ. Л. И. Мильчин, дирижёр Г. Н. Дугашёв; Сюимбике М. М. Плисецкая, Батыр Ю. Г. Кондратов, Шурале В. А. Левашёв. 1960, там же, балетм. и худ. те же, дирижёр М. Ф. Эрмлер; Сюимбике М. В. Кондратьева, Батыр В. В. Васильев, Шурале В. А. Левашёв. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Одесса (1952, В. И. Вронский), Рига (1952, Е. Я. Чанга), Саратов (1952, В. Т. Адашевский), Львов (1953, Н. И. Трегубов; 1973, М. С. Заславский), Тарту (1954, И. А. Урбель), Улан-Удэ (1955, Заславский), Ульяновск (1955, Я. Е. Брунак), Киев (1955, Вронский), Алма-Ата (1956, Д. Т. Абиров), Ташкент (1956, Т. Г. Литвинова), Горький (1957, О. М. Дадишкилиани), Челябинск (1959, Дадишкилиани), Вильнюс (1961, Ю. М. Гудявичюс), Новосибирск (1968, И. Г. Есаулов), Уфа (1969, Ф. М. Саттаров). За рубежом: София (1956, муз. т-р им. Македонского, Г. В. Абрашев), Улан-Батор (1958), Бытом (1960, З. Корыцкий), Оломоуц (1961, Й. Шкода), Росток (1968, В. Бройер).
Девушка-птица Сюимбике полюбила молодого охотника Али-Батыра. Но леший Шурале, похитивший её крылья, заставляет Сюимбике вернуться в его лесное логово. Отважный Батыр находит свою возлюбленную, Шурале и его зловещее царство гибнет в пламени, а Батыр и Сюимбике возвращаются в родную деревню, где народ радостно встречает их.
Лит.: Красовская В., Лирика и другие.ма в балетном спектакле, в сб.: Театр и жизнь, Л. М., 1957; Дюкина Е., Четверть века на сцене, "СМ", 1970, № 3, с. 153.E. H. Дюкина.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.